По следам Марка Твена

Олег Таранец, четвертый помощник капитана танкера «Казань» СКФ Новошип, только что вернулся из своего первого рейса в должности. Какие впечатления получил он от первого в жизни контракта и соответствовали ли они его представлениям о профессии моряка?

Между морем и тундрой

Олег – выпускник морского технического лицея, учебу закончил с серебряной медалью. По результатам ЕГЭ его готовы были принять многие московские ВУЗы.

- Я же с самого начала настроен был получить «мужскую» профессию: хотелось испытаний и приключений, - рассказывает Олег. -  Долго колебался между университетом нефти и газа имени  Губкина в Москве и Морским университетом у нас в Новороссийске. Кто-то посоветовал: «А ты представь, что выбираешь не между профессиями геологоразведчика и штурмана, а между тундрой и морем».  Я представил - и без лишних сомнений выбрал море.

С первых же дней учебы в Государственном морском университете им. Ушакова Олег был нацелен на работу в Новороссийском морском пароходстве. «Новошип» - это бренд, известный во всём мире, но и требований к своим морякам он предъявляет немало. Чтобы заработать высокий средний балл, который и позволил прийти на первую плавпрактику на танкер NS Clipper, учиться ему пришлось по полной. Практика же стала первым фильтром, поделившим курсантов на моряков и всех остальных.

- Многие вернулись после нее с твердым решением: «Не-е-т, рейсы - это не мое. Диплом, конечно, получу, но от морей увольте», - вспоминает Таранец. - Я же сразу почувствовал себя в своей тарелке: экипаж отличный, молодежи много. После практики я еще долго был под впечатлением. Прокладка курса, работа с документами, вахты – все по мне, хотелось поскорей вернуться на мостик.

Время пролетело быстро - и вот уже Олег Таранец прибыл на свою преддипломную практику на другое новошиповское судно, «Казань». Кадетов здесь ждал радушный прием. Боцман Эдуард Челокьян опекал  молодежь, помогал решать бытовые проблемы, а сам Олег не просто подробно изучил заведование четвертого помощника, он вернулся из рейса с уже готовым  отчетом о практике на 300 листов и даже написанным дипломом.

- Я успел поработать с обоими капитанами «Казани»: Станиславом Владимировичем Петровым и Андреем Ивановичем Дроботенко. Они не только дали мне возможность заняться дипломом - их опыт и знания обеспечили его содержательность. За главы по маневрированию я благодарен Станиславу Владимировичу, а Андрей Иванович был моим консультантом в вопросах  управления судном в штормовую погоду, - рассказывает Олег.

Небо и земля

Надо ли говорить, что такой основательный подход к делу позволил ему закончить университет с красным дипломом и вернуться в пароходство, уже на работу. На той же «Казани», но уже четвертым помощником капитана он и отправился в рейс. Молодого специалиста встретили знакомые лица, и так, будто он уходил всего на пару часов.

С первых же дней в должности Олег лично убедился в справедливости утверждения о том, что торговый флот – самая динамично меняющаяся сфера деятельности в современном мире.

- На «Казани» есть хорошая традиция: там ведут подробнейший handover для всех штурманов, - рассказывает Таранец. -  Это такая постоянно обновляемая должностная инструкция. Так вот моя сослужила мне хорошую службу: оказалось, что за то недолгое время, что меня не было на «Казани», в заведовании четвертого очень много всего поменялось, просто небо и земля. Пришлось штудировать документ заново. Ну и естественно, мне, как новичку, руку помощи протянул экипаж. Третий помощник капитана Азат Меликсетян помогал мне на первых порах обрабатывать  документы на приход-отход судна, а второй помощник Тимур Малько в течение всего рейса не раз давал просто неоценимые советы.

Вверх по Миссисипи

Контракт был очень насыщенным. За весь первый рейс «бумажный помощник» на берег вышел лишь один раз, в небольшом американском городишке где-то под Хьюстоном. А вот трудностей  и приключений встретилось хоть отбавляй, как того и хотел Олег, когда выбирал свое будущее. Одни только переходы по Миссисипи и другим американским рекам чего стоили. Еще со времен Марка Твена плавание вверх по Миссисипи для штурмана считается не только настоящим испытанием, но и хорошей школой навигатора.

- В течение всей вахты надо вести исполнительную прокладку, - рассказывает Олег. - Путь судна отмечается точками обсервации. Все четыре часа корпишь над картой: каждые три-четыре минуты бежишь сначала на крыло мостика к пеленгатору, потом к радару и другим навигационным приборам, а потом опять отмечаться на картах и ECDIS. А кроме того надо успевать и за навигационной обстановкой следить. За 12 с лишним часов пути вверх по Миссисипи вахту успевают отстоять все. Так что испытание это - для всего штурманского состава. Работа в таком режиме порядком изматывает, зато навыки определения местоположения судна, базовые для навигатора, закрепляет навсегда.

Остроты впечатлениям молодого офицера добавили инспекция флага в Кастильоне (Испания),  веттинг Shell в Делавэре и внутренний аудит в Новом Орлеане. Кто-то скажет, что все эти проверки вкупе с бумажной работой убивают всю романтику. Зато как держат в тонусе!

- Однажды уже во второй половине контракта, на Багамах, сервисный инженер проводил у нас замер толщины балластных танков, и вдруг выяснилось, что одновременно он является еще и представителем DNV, - рассказывает Олег. – Поэтому сразу после сервисных работ он приступил к инспекции. Я как раз нес вахту, и для меня такое внезапное превращение инженера в инспектора  было неожиданным поворотом, но по реакции старших товарищей я понял, что такие сюрпризы – обычное дело.

                К концу рейса Олег, как говорится, на своей шкуре прекрасно прочувствовал, насколько тяжела работа в море. А сюрпризы, иногда приятные, а иногда не очень, которые она таит, - не  совсем те приключения, о которых он думал когда-то в школе. Но все-таки это оказалась та самая настоящая мужская работа, которую он только-только начал постигать.  

- А еще я убедился в одном: моряки у нас – одни из немногих представителей среднего класса, которые по жизни могут быть уверены в своем будущем, - делится Олег. – Их труд востребован год от года все больше, и он достойно оплачивается. В общем, те, кто выбрал море, на правильном пути. И всем на этом пути удачи!

 

Олег Таранец, четвертый помощник капитана танкера «Казань» СКФ Новошип