Права моряков защитили

Черное море: условия  труда можно сделать лучше

С 26 по 30 мая 2014 года в странах Черноморского региона под эгидой Международной федерации транспортников (МФТ) прошла Неделя профсоюзных действий в защиту трудовых прав моряков. Эта одна из старейших кампаний МФТ, ей уже более полувека. В Российской Федерации она проводилась одновременно во всех крупных портах региона от Новороссийска до Таганрога. Вместе с инспектором МФТ Ольгой Ананьиной в акции участвовали и инспекторы Южной территориальной организации Российского профсоюза моряков (ЮТО РПСМ).

Кампания проходит на Черном море уже второй раз. Она стала логическим продолжением проекта МФТ под названием «Черное моря позора», целью которого является направление судоходства в регионе в цивилизованное русло: закрепление ставок оплаты труда моряков на международном уровне, снижение травматизма и аварийности, страхование жизни и здоровья плавсостава. 

Успехи от реализации этого проекта уже налицо. И связаны они, в том числе, со вступлением в силу Сводной конвенции МОТ «О труде в морском судоходстве» 2006 года (MLC). «Документ, известный также как «Билль о правах моряков», вступил в силу в прошлом году, и изменения не заставили себя долго ждать, – рассказывает технический инспектор труда ЮТО РПСМ Игорь  Холявка. – Раньше на большинстве субстандартных судов не было даже индивидуальных контрактов членов экипажа, все отношения моряков с судовладельцем держались «на честном слове». Порой моряки месяцами работали без зарплаты.  А в этом году контракты и платежные ведомости предъявляли нам по первому требованию. Все больше судовладельцев предпочитает работать по правилам».

Общие итоги российской кампании в защиту трудовых прав моряков на Черном море таковы: за неделю в портах Новороссийска, Ейска, Темрюка, Тамани, Порта Кавказ и Туапсе инспекторы и волонтеры морских и докерских профсоюзов посетили 41 судно. 

В знании сила

Проверка, с которой профсоюз пришел на продуктовоз Khankendy (флаг Мальты), для экипажа в тот день была не первая, однако встретили инспекторов приветливо. Старпом Алексей Иванов рассказал, что уровень зарплаты и сроки выплаты, оплата овертайма и качество питания – все в соответствии с коллективным договором РПСМ. К слову, за всю Неделю действий это был единственный экипаж, одетый в новенькую, с иголочки, робу.

На турецком сухогрузе Oruc G (флаг Панамы) коллективного договора не оказалось, но в доступном месте на борту есть сертификат и декларация соответствия условий труда моряков требованиям MLC-2006. Более того, дважды в месяц под руководством старпома члены экипажа проводят тренинги, целью которых является проверка знаний Сводной конвенции. Порядок на борту и во всем остальном: так, матрос первого класса ежемесячно получает 1350 долларов, а по окончании контракта, за шестой месяц, компания выплачивает ему двойную зарплату. Все это подтверждено соответствующими документами.

Условия работы моряков на сухогрузе Guzide S под турецким флагом также приближены к стандартам MLC-2006.  И хотя Турция до сих пор не ратифицировала «Билль», экипаж Guzide S работой доволен. Матрос первого класса получает здесь 1000 долларов в месяц, имеет медицинскую страховку, пенсионные накопления и другие блага, которые дает работа под  национальным флагом. Да и повышение зарплаты на Guzide S, возможно, не за горами: инспекторы передали судовладельцу нотис турецких коллег о необходимости заключении коллективного договора.

Самым проблемным за всю Неделю действий оказался турецкий паром Lion A. Судно под панамским флагом с грузом клубники ошвартовалось у девятого причала Новороссийского судоремонтного завода как раз накануне акции. Инспекторов ЮТО РПСМ и МФТ встречал у трапа сам капитан.

– А мы вас как ждали, уже звонить хотели, – приветствовал профсоюз Элдос Дадашов. – Денег-то нам не платят! Треть экипажа зарплату не видела уже более двух месяцев, 70 тысяч долларов долга на всех. Стоим на постоянной линии Новороссийск-Самсун, работаем исправно, судно в нормальном состоянии, замечаний у работодателя нет. Однако вместо зарплаты судовладелец кормит нас «завтраками».

На борту нашлась масса нарушений и в финансовой, и в технической документации. Их с лихвой хватило бы на то, чтобы подать жалобу в Port State Control и задержать паром. Но в компании Novruz shipping решили до крайности не доводить и согласиться с требованием профсоюзов погасить задолженность в полном объеме. Уже через полчаса капитан подтвердил: деньги поступили на счета моряков.

На двенадцатом причале Новороссийского морского торгового порта инспекторы посетили сухогруз Angelina под флагом Кирибати с турецко-грузинским экипажем на борту. Об этом Ольгу Ананьину просил грузинский коллега, инспектор Мераб Чичвадзе. По данным МФТ, в предыдущем порту с судна списали без копейки денег двух моряков – старпома Гела Диасамидзе и матроса Георга Бакиа. Одному компания Act star INC задолжала 3500 долларов, другому – 1300. 

Содействовать в получении зарплаты уже списавшимся морякам, как известно, более чем сложно. Однако ряд грубейших нарушений на борту (например, в индивидуальные контракты шариковой ручкой внесены правки от руки, что лишает их законной силы) стали весомыми аргументами в переговорах с судовладельцем. В итоге были получены гарантийные письма о погашении задолженности к концу месяца. И действительно, пока шла акция, грузинские моряки получили свои деньги, о чем с благодарностью и сообщили.

Я выбираю море

«Престижно ли быть моряком в вашей стране?» – с этим простым вопросом мы обращались к членам экипажей иностранных судов.  

– На берегу средний месячный заработок в Сирии составляет 200 долларов, а то и того меньше, – рассказал капитан парома Armor Y Бахлаван Абдульсатар. – Средняя зарплата сирийского моряка обычно около 500 долларов. А у нас на судне матрос первого класса вообще 1000 долларов в месяц получает. Поэтому наш экипаж за работу свою очень даже держится.

В каждом порту агенты приносят на борт Armor Y местную сим-карту, с которой любой моряк может свободно разговаривать или переписываться с домом. Для этих целей на судне даже есть общий мобильный телефон. «Контракты у нас по 9 месяцев, – объяснили рядовые моряки. – Поэтому такая возможность для нас очень важна».  

Держатся за свое место и турецкие моряки с теплохода Che под флагом Тувалу. Например, Мурату Козанли-оглы всего 27 лет, и за три года, прошедших с момента его выпуска из Стамбульского морского университета, он сумел дорасти до старшего помощника. Карьерный рост, конечно, стремительный. Но и работать в море Мурат предпочитает по полгода, отдыхает на берегу всего месяц – и снова в рейс. Этот ритм жизни моряк выбирает осознанно, говорит, что работу свою любит и в будущем видит себя только на капитанском мостике. Да и семьей пока еще не обзавелся, так что помех никаких. Молодой амбициозный старпом достаточно много знает и о работе инспекторов МФТ, и о ставках заработной платы для моряков, которые профсоюз считает справедливыми и которых добивается. «Получать такие деньги – это, конечно, мечта», – сказал моряк.

«Морякам необходимо знать о профсоюзах!»

– На Черном море, как правило, работают старые суда, на которых платят маленькие зарплаты, да и то не всегда, – рассказывает Ольга Ананьина. – Однако ситуация постепенно меняется к лучшему, во многом благодаря регулярным профсоюзным инспекциям. Очень действенным инструментом оказался и «Билль о правах моряков». Он позволяет более оперативно защищать трудовые права плавсостава.

В ходе кампании инспекторам довелось повстречать и старых знакомых: паром Aydemir (флаг Молдавии) был участником черноморской акции в прошлом году – судно работает на линии Новороссийск-Самсун. Тогда никаких нарушений трудовых прав членов экипажа, граждан Турции и Грузии, не было выявлено. Не поступило жалоб от экипажа и на этот раз: зарплата выплачивается в соответствии с условиями контрактов, матрос АВ получает около 1000 долларов в месяц.

 «Вы должны чаще проводить подобные кампании, – оценил акцию капитан Толга Орнекли. – Морякам необходимо знать о профсоюзах, об МФТ, о том, что благодаря этим организациям условия  труда можно сделать лучше».

МФТ подвела итоги 

В течение пяти дней в странах черноморского региона (Болгарии, Грузии, Румынии, Турции, Украине и России) проинспектировали более 100 судов в 17 портах. Представители МФТ, национальных морских профсоюзов и волонтеры проверяли условия труда моряков, наличие на судах коллективных договоров, трудовых контрактов и сертификатов/деклараций, подтверждающих, что нормы Сводной конвенции МОТ 2006 года о труде в морском судоходстве (MLC) на борту не нарушаются. 

В Новороссийске, таким образом, смогли обеспечить немедленный возврат морякам долгов по заработной плате. В Констанце был инициирован судебный иск в отношении владельца судна «Nikolay Meshkov» (флаг Белиза), на котором у российско-украинского экипажа те же проблемы. МФТ отмечает, что проверки  в этом году выявили большое количество судов, где моряки получают низкую заработную плату и вынуждены работать в плохих условиях. На таких судах отсутствуют коллективные договоры. В период акции представители профсоюза направили судовладельцам ряд нотисов с требованием устранить такого рода нарушения.

– На Черном море вообще не более 30 процентов судов, где действуют коллективные договоры международного стандарта, – пояснила инспектор МФТ Ольга Ананьина. – Причиной тому особенности региона: низкие фрахтовые ставки, частые заходы в порты, где взимаются портовые сборы, общая экономическая ситуация: страны черноморского региона не самые богатые. В итоге заработная плата моряков в этом районе плавания в среднем гораздо меньше предусмотренной стандартным договором МФТ. Потому и был разработан региональный договор со ставками, приемлемыми для моряков и посильными для судовладельцев. Наша цель – добиться заключения такого документа со всеми компаниями, которые ведут бизнес в черноморском регионе, и обеспечить моряков достойными и безопасными условиями труда.

ФОТОРЕПОРТАЖ СМОТРИТЕ ЗДЕСЬ