Правовой ликбез для моряков

Международная организация «Права моряков» опубликовала итоги исследования о юридической защищенности плавсостава.

Не секрет, что именно моряки часто становятся первой мишенью, когда еще до суда и следствия власти пытаются найти виноватых. Чаще всего уголовные дела против них возбуждаются из-за загрязнения окружающей среды и столкновения судов. На третьем месте - нарушения техники безопасности со смертельным исходом. Наибольшему риску оказаться под следствием, и получить реальный срок подвержены капитаны. На них приходится 23,3 процента всех обвинений. Далее следуют электромеханики – 15,52 процента. Третье, четвертое и пятое места разделили помощники капитана, старшие механики и донкерманы соответственно. А самым опасным местом, как ни странно, считается порт: здесь происходит 57 процентов всех происшествий, повлекших за собой уголовное преследование.

Как избежать проблем, не стать частью этой статистики и не оказаться за решеткой?

– Знание законов крайне важно, – отметила директор организации Дейдра Фицпатрик. –  Моряки должны хоть немного знать о той стране, куда идет судно. А профсоюзы и общественные организации должны информировать моряков об их правах и алгоритме действий в конфликтной ситуации, и оказывать поддержку.

Вот рекомендации специалистов на случай, если все же случилась беда. Самое первое - поставить в известность российские консульские учреждения в той стране, где произошел арест. Особенно это касается стран с неустоявшейся государственно-правовой системой, таких немало в Африке. Консульства, как правило, сотрудничают с адвокатами, знакомыми с национальными особенностями уголовного процесса. Одновременно нужно связаться с представителями своего профсоюза и Международной федерации транспортников – у последней есть широкая сеть морских адвокатов по всему миру. Важно как можно скорее сообщить об инциденте родным, их активность может привлечь государство и общественные организации к оказанию помощи.

Российский профсоюз моряков (РПСМ) со своей стороны советует трудоустраиваться только через надежные крюинговые агентства и в компании с положительной репутацией. О них может узнать любой моряк, достаточно лишь зайти в профсоюз лично или хотя бы посетить его сайт. Списки сертифицированных крюинговых компаний Юга России можно посмотреть на сайте Южной территориальной организации РПСМ www.stosur.ru