Пять капитанов

ТАСС расспросил капитанов "Совкомфлота" об их судах, белых медведях, о том, что нужно для успешной работы в море, и почему они выбрали свою профессию.

Сергей Зыбко: "Был командиром боевой части связи на подводной лодке"

Капитан танкера-газовоза "Кристоф де Маржери" Сергей Зыбко – кадровый военный, посвятил морю 35 лет. Служил на подводной лодке командиром боевой части связи, был начальником радиотехнической службы, награжден орденом "За службу Родине в Вооруженных Силах СССР" III степени. Свою военную карьеру он завершил в январе 1995 года в звании капитана второго ранга. И перешел на работу на флоте гражданском. «Без знания английского языка в торговом флоте работать невозможно. Поэтому я начал изучать английский самостоятельно еще на военной службе», - отметил он. И это сработало: он стал вторым штурманом на норвежском танкере-газовозе. "Было очень трудно, у меня был хронический недосып", - признается Сергей Зыбко. Но уже через пять лет его назначили капитаном.

В 2006 году поступило приглашение на работу от "Совкомфлота". "Решение нужно было принять сразу, за неделю до Нового года. А я тогда только месяц на берегу был после четырехмесячного контракта. Но я согласился", - рассказывает бывший подводник. С осени 2016 года начались ледовые испытания первого в мире ледокольного танкера-газовоза "Кристоф де Маржери". Его капитанами назначили опытных моряков газового флота - Сергея Зыбко и Сергея Геня.

 "У меня до этого не было опыта работы в условиях льда, и я понимал, что это сложный проект. Но, как говорится, глаза боятся, а руки делают - и мы стали работать", - отмечает Зыбко.Уже в марте 2017 года по видео-конференц-связи он докладывалпрезиденту РФ Владимиру Путину об успешной первой швартовке танкера к газовому терминалу в порту Сабетта на Ямале. За большой вклад в реализацию проекта создания газовоза "Кристоф де Маржери" Сергей Зыбко был награжден орденом "За морские заслуги".

"Многие думают, что моряки во время рейса частенько выходят на берег и осматривают достопримечательности. Я иногда посылаю друзьям фотографии с терминалов, где одни грузовые резервуары. Порой это все, что мы видим", - говорит капитан.

 

Сергей Гень: "Вся моя карьера связана с морем"

Сергей Гень, прежде чем стать капитаном "Кристоф де Маржери", прошел все карьерные ступеньки в торговом флоте. "Вся моя работа связана с компанией "Совкомфлот", куда я пришел на преддипломную практику матросом 22 года назад", - рассказывает капитан. - В 2004 году компания объявила набор желающих работать на газовозах. И хотя я тогда был старпомом на хорошем новом танкере, я тоже записался:газовозы мне были интересны. Стажировку проходили  в Англии, в компании Shell, которая тогда являлась лидером в оперировании такими судами. В должности дублера старшего помощника я отработал там четыре месяца".

Сергей Гень работал капитаном на "СКФ Полар" и "СКФ Арктик", принимал участие в испытаниях танкера-газовоза "Великий Новгород", совершившего первый коммерческий рейс по перевозке сжиженного природного газа в начале 2014 года. После трех лет работы на "Великом Новгороде" вместе с Сергеем Зыбко участвовал в морских, газовых и ледовых испытаниях танкера-газовоза "Кристоф де Маржери". За большой вклад в реализацию проекта по его созданию был награжден медалью ордена "За заслуги перед Отечеством" II степени.

По его словам, быть капитаном –значит отвечатьза экипаж, груз и само судно: «Когда впервые стал капитаном, получил такое напутствие: "Сергей, когда-то ты должен начинать». Ощущение же при этом было такое, будто пару мешков цемента на плечи положили. И я с этими "мешками" ходил месяца три, пока не свыкся с обязанностями".

Сын Сергея в этом году оканчивает школу и тоже планирует связать свою жизнь с морем. "Ему нравится "ковыряться в железках", - добавляет он. - Может, будет механиком. Это тоже мужская работа".

 

Александр Кушаков: "В каждом рейсе ты должен доказывать свое мастерство"

В Новороссийском морском пароходстве (входит в группу СКФ) Александр Кушаков уже 30 лет, из них капитаном - 19.

"В каждом рейсе ты должен доказывать свое мастерство и подтверждать, что ты именно тот, кто нужен. Если допускаешь ошибки или не соответствуешь требованиям компании - простят раз или два, но третьего раза уже не будет ", - говорит он.

За 30 лет на флоте Александр Кушаков многое повидал, не был только в Японии и Австралии, но истории про пиратов и другие приключения не любит: "Фрахтователи ждут от нас стабильности и безопасности. Поэтому моя задача - продумать и сделать так, чтобы никаких историй просто не было. В том числе при выходе моряков в увольнение. По требованиям компании и в соответствии с Конвенцией КТМС капитан не должен препятствовать выходу моряков на берег. Но в СШАпри этом могут такие условия поставить(к примеру, заплатить за услуги охраны), что вы сами не пойдете", - говорит Александр Кушаков.

Зато для моряков доступен такой бонус, как рыбалка в самых экзотических уголках планеты. Капитан признается, что у него самая лучшая рыбалка была в порту Канады: "Пока все были на берегу, я за пару часов ящик скумбрии натаскал. Причем на голые крючки".

Александр Кутлубаев: "Будущим морякам нужно больше обращать внимания на теорию"

Капитан многофункционального ледокольного судна обеспечения добывающих платформ "Федор Ушаков" Александр Кутлубаевс детства мечтал стать моряком. "Я вырос на Дальнем Востоке, много времени проводил у моря. Видел в порту большие красивые суда, адруг нашей семьи, в прошлом моряк, работал на рейдовом буксирчике и иногда брал меня к себе на работу", - рассказывает он.

После окончания Морского государственного университета во Владивостоке Александр Кутлубаев девять лет работал в Дальневосточном морском пароходствена балкерах и сухогрузах, дослужившись до старпома. А в 2013 году  перешел на работу в "Совкомфлот" вторым помощником капитана танкера.

"Опыта работы на танкерах у меня не было, поэтому я и согласился на понижение в должности. Привлекали перспективы работы в развивающейся компании с "молодым" флотом, которая на фоне других судовладельцев, конечно, выделяется. Получил хорошие рекомендации от капитана и попал в программу подготовки судоводителей для данного типа судов", - говорит он.

 После обучения Александр Кутлубаев пришел старпомом на ледокольное судно снабжения "Витус Беринг", в 2016 году стал капитаном на ледокольном снабженце "Алексей Чириков", после чего был направлен на прием ледокольного судна обеспечения "Федор Ушаков". В ноябре 2017 года во время перехода по Северному морскому пути (СМП) из Мурманска к месту своей постоянной работы на шельфе острова Сахалин оно показало превосходные результаты. 4063 км прошли за восемь суток и 10 часов при средней скорости 10,9 узла. При этом из четырех двигателей использовались только два, и то процентов на 85.

По мнению капитана, в морском деле теория важна не меньше практических навыков: "Все предметы, которые даются во время обучения, важны для будущей профессии. Но практика и теория должны идти рука об руку", - уверен Александр Кутлубаев.

 

Вячеслав Гафуров: "Штурман сегодня смотрит больше на приборы, чем в иллюминатор"

По словам капитана арктического челночного танкера "Штурман Альбанов" Вячеслава Гафурова, выбор профессии для него был предрешен, ведь Мурманск, где он провел детство, - портовый город. Морскую карьеру начинал на рыболовецких судах: "Это была школа жизни, а также морская романтика, которой сейчас порой не хватает на современных судах.Они оснащены цифровыми устройствами,но штурман теперь смотрит больше на приборы, чем в окно", - поясняет он.

Работал на танкерах в Мурманском морском пароходстве, деятельность которого была связана с Арктикой, дослужился до старпома.

"На танкерах типа "Астрахань" мы занимались снабжением топливом северных территорий от Мурманска до Певека. Выполняли и коммерческие задачи - например, отгружали нефть в Обской губе до того времени, пока там не появился терминал", - отмечает капитан.

В "Совкомфлоте" Вячеслав Гафуров около двух лет отработал старпомом на танкере "Капитан Готский", на "Михаиле Ульянове" стал капитаном. Затем получил назначение на арктический танкер "Штурман Альбанов".

Арктика для Вячеслава Гафурова - это не просто место работы, но и источник неповторимых впечатлений о природе Севера. "Однажды шли в большом караване.Нормальная спокойная ледовая обстановка, ледокол идет по каналу, затруднений быть не должно. И вдруг приказ с головного ледокола: "Останавливаемся!" Без объяснения причин. Оказывается, на нашем пути оказалась медведица с двумя медвежатами, которые нас даже не заметили. Ждали, ждали,в конце концов,ледокол гуднул, они подпрыгнули от испуга и убежали", - рассказывает Вячеслав Гафуров.

Подписи к фото

  1. Капитан танкера-газовоза "Кристоф де Маржери" Сергей Зыбко
  2. Капитан танкера-газовоза "Кристоф де Маржери" Сергей Гень
  3. Капитан Александр Кушаков
  4. Капитан многофункционального ледокольного судна обеспечения добывающих платформ "Федор Ушаков" Александр Кутлубаев
  5. Капитан арктического челночного танкера "Штурман Альбанов" Вячеслав Гафуров
Капитан арктического челночного танкера "Штурман Альбанов" Вячеслав Гафуров
Капитан танкера-газовоза "Кристоф де Маржери" Сергей Гень
Капитан Александр Кушаков
Капитан многофункционального ледокольного судна обеспечения добывающих платформ
Капитан танкера-газовоза "Кристоф де Маржери" Сергей Зыбко