Работа на берегу меняет качество решений в море

В голове у начинающего механика вертятся цифры, чертежи, формулы - и вопрос с оттенком тревоги: «Как все это применить на практике?». Опытный старший механик знает ответ. Больше того, он знает, что на флоте как в шахматах: хочешь стать сильным игроком - присматривайся к тем, кто опытнее. Виктор Анатольевич Ткаченко, стармех танкера  «НС Лотус» ПАО «Новошип»,  всегда следовал этому неписаному правилу.

Виктор Ткаченко учился в Мурманском государственном технологическом университете в девяностых. Тогда системный кризис поставил на грань закрытия предприятия всех отраслей и по всей России, и пароходства не были исключением. Практику молодому кадету пройти удалось на рыболовецких траулерах, а вот о работе на торговом флоте в своем регионе и речи быть не могло.

При этом родственники Виктора, жившие на Кубани, рассказывали, что  в Новороссийске судоходная компания «Новошип» не только остается на плаву, но и завоевывает новые рынки, и растет, пополняя свой флот новыми судами. Так в 1998 году Виктор Ткаченко  переехал на юг.

- Первые годы много работал на судах серии «Победа», - вспоминает он - Эти керчинские танкера обладали великолепными мореходными качествами, одно «но»:  очень непросты были в обслуживании. Они и были моими «университетами», давшими хорошую техническую школу. На них я вырос до второго механика и искренне считаю, что хорошо подготовленный второй - это уже почти стармех. Которому, тем не менее, все еще есть чему поучиться у своих наставников. 

Его учителем на танкере «НС Сильвер» стал стармех Михаил Утолин. До сих пор Виктор Анатольевич считает бесценными его советы по выстраиванию отношений в экипаже.  

- Любой моряк вам скажет, что это уже полдела. А Михаил Иванович умеет найти подход к человеку, знает, кого где-то и приструнить, а кого наоборот, - рассказывает Виктор Ткаченко. -Машинная команда под его руководством работала как слаженный механизм. По сути, свой «командный голос» я обрел благодаря ему.

«НС Сильвер» вообще стал для Виктора Ткаченко настоящей кладовой полезных умений и навыков, включая бесценный для любого механика опыт работы в ремонте.

- В 2010 году наш «НС Сильвер» встал в док в Керчи, - вспоминает Виктор Анатольевич. – Там впервые я получил возможность поучаствовать в уникальных операциях вроде замера просадки гребного вала. Но и это не главное. А главное то, что ремонт в сухом доке – это всегда огромный объем работы в сжатые сроки, всего за десять-пятнадцать  дней. Порой у нас в машинном отделении одновременно находилось до трех бригад, и всем требовался грузоподъемный кран, который при этом был всего один. Приходилось выстроить работу так, чтобы вынужденных «перекуров» не было, ну, или почти не было. Все это походило на жонглирование множеством предметов сразу, при этом помощник со сцены все время подкидывает тебе новые.

 

В 2012 году Виктор Ткаченко впервые пришел на танкер «Тверь» в должности старшего механика. К тому моменту и у судна, и у  Виктора Анатольевича  уже был богатый профессиональный бэкграунд, что позволило им быстро сработаться.

- Вообще, я считаю, что нашему поколению судовых инженеров очень сильно повезло: почти все ситуации уже прописаны в инструкциях  и мануалах, - считает он. - Не надо заново выдумывать велосипед. Самое главное иметь под рукой нужный ЗИП и избегать крайностей. А в трудной ситуации не паниковать и не бросаться в бессмысленный риск.

Но самым главным опытом в карьере судового инженера Виктора Ткаченко, как ни парадоксально это звучит, стала работа… на берегу. С  2014 по 2016 год он был техническим суперинтендантом  в «Новошип Техникал Менеджмент» (сейчас это ООО «СКФ Менеджмент Сервисиз»). Его обязанностью было следить за технической эксплуатацией судов группы «Л» («НС Лион», «НС Лагуна», «НС Лотус», «НС Лидер»). Рабочее время  суперинтенданта - это бесконечный конвейер: ремонтные ведомости, графики профилактических осмотров, планы инспекций, учет материально-технического снабжения.

- Телефон может разбудить даже посреди ночи, - рассказывает Виктор Ткаченко. - Заказать сервисного инженера, проконтролировать его вылет из Канады в Хьюстон и состыковать с агентом на месте – обычный список задач для суперинтенданта. И все это с одной целью: уложиться в срок и избежать простоев, доставить груз в целости и сохранности в пункт назначения. Вот эта работа в офисе и позволила мне иначе взглянуть на свой труд в море.

Особенно понятным это стало, когда Ткаченко вернулся к работе старшего механика, на этот раз на танкере «НС Лотус».  

- Раньше некоторых решений офиса я, честно говоря,  не понимал, - рассказывает Виктор Анатольевич. - Но за эти два года я получил максимально полную картину нашей работы. Теперь-то я знаю, что пока я на судне решаю конкретную проблему какого-нибудь узла, на берегу работают на репутацию и судна на фрахтовой бирже, и компании в целом. Работа на берегу изменила качество моих решений в море, они стали более взвешенными, с видением перспективы. И это очень важно.