Рискнуть здоровьем?

«Подскажите, где можно обходным путем пройти медкомиссию?» – так звучит на морских форумах одна из самых популярных тем. Кто-то пишет, что просто не хочет часами стоять в очередях. А некоторые честно признаются: есть кое-какие проблемы со здоровьем.

В итоге совершенно здоровый – по бумагам – человек уходит в рейс. Через четыре месяца он возвращается в предсмертном состоянии и спустя несколько дней умирает. От рака в 4 степени.

Профотбор «по договоренности» сродни игре в русскую рулетку. И, тем не менее, эта тема всегда актуальна, вокруг нее множество мифов и легенд. Попробуем разделить байки и правду.

Миф №1: «Неделю в очередях убьешь»

В Новороссийске порядка 7500 человек ежегодно проходят предрейсовые медосмотры в учреждении, которое до сих пор по привычке называют «поликлиникой моряков». Километровые очереди во врачебные  кабинеты и длительное ожидание анализов уже давно канули в прошлое: медкомиссию моряки проходят за один-два дня. «Для плавсостава в регистратуре есть отдельное окно, у них свой лаборант и своя отдельная очередь, – рассказывает заведующая поликлиническим отделением новороссийской больницы Южного окружного медицинского центра ФМБА России Наталья Литвиненко. – Более того, мы специально изменили график работы: начинаем раньше, заканчиваем позже. Теперь сдавать кровь можно с 7-30, а проходить врачей до 17-00, а не до 15-00, как раньше. Забор всех анализов происходит одномоментно, результаты известны в тот же день. При этом, что особенно важно, не теряется качество обследования. Именно поэтому нам доверяют крупные российские и иностранные судовладельцы».  

Миф №2: «Хорошего человека должно быть много»

Известно, что состав предрейсовой медкомиссии напрямую зависит от должности. Точно так же дифференцируются и профильные заболевания моряков. Например, по наблюдениям врачей, судоводители чаще других подвержены гипертонии и прочим сердечно-сосудистым заболеваниям, а у механиков распространены проблемы со слуховым аппаратом.

Но вне зависимости от занимаемой должности есть у офицеров общая беда: лишний вес. В последние годы она стремительно набирает обороты и становится поводом для беспокойства круинговых агентов. Например, норвежские судовладельцы уже попросту не берут на работу людей, страдающих ожирением. «Иностранные работодатели просят в обязательном порядке указывать рост и вес моряка в его медицинской карте, – говорит Н. Литвиненко. – Таким образом, высчитав индекс массы тела человека, на основании полученного показателя они решают, брать ли его на работу. Ведь люди с излишним весом склонны к сердечно-сосудистым заболеваниям. Нередки случаи, когда по этой причине морякам отказывают в трудоустройстве».

Миф №3: «Нам до них далеко»

Совсем недавно авторитет новороссийской больницы был подтвержден на международном уровне: директорат морского судоходства Норвегии выдал ей разрешение проводить медосмотры плавсостава для работы на судах норвежских компаний. «Это новое и перспективное направление работы, – считает главный врач новороссийской больницы Южного окружного медицинского центра ФМБА России Нина Чугунова. – Международная сертификация задает высокие стандарты, и мы приложим все усилия, чтобы и впредь им соответствовать».

К слову, больница – единственное  медучреждение города, которое также имеет сертификат соответствия системе менеджмента качества. Иными словами, и качество, и полнота обслуживания здесь полностью соответствуют российским и международным стандартам.

– С 2010 года нас переподчинили Федеральному медико-биологическому агентству, – продолжает Н. Чугунова. – За нами закреплены 10 отраслевых предприятий, среди которых Новошип, морской торговый порт, судоремонтный завод, морской университет. В настоящий момент решается вопрос о закреплении за нами работников еще 5-ти крупных компаний, в том числе Новоросметалла и Новоросцемента. Много у нас и контрактных пациентов, в том числе моряки с иностранных судов, заходящих в наш порт.

Техническое оснащение новороссийской больницы также на уровне. Сейчас она проходит масштабную реконструкцию – ремонтируются корпуса, устанавливается новое медицинское оборудование. Чего стоит магнитно-ядерный томограф, таких всего 5 в стране! «Большую поддержку нам оказывают и в Минздраве, и в ФМБА, в администрации Новороссийска и, конечно, в Новошипе, – отмечает главврач. – Фактически мы вместе создаем современное медицинское учреждение, достойное федерального уровня».

«Билль о правах моряков»: в теории и на практике

Сводная конвенция «О труде в морском судоходстве» предполагает появление в России новой нормативно-правовой базы для медицинского обслуживания плавсостава. Пока ее нет, но, по словам самих врачей, дело от этого не страдает: освидетельствование моряков проводится на международном уровне, и помощь заболевшим оказывается в соответствии с ранее принятыми законами, постановлениями и международными конвенциями.

При этом, по мнению специалистов, в последние годы наметилась общая тенденция к ужесточению требований к здоровью моряков. Например, если в нашей стране моряку с гипертонией 1 и 2 степени работать разрешено, то за рубежом он попадает в категорию не годных к работе в море. Пока на ужесточение требований к состоянию здоровья моряков идут лишь крупные отечественные компании. Так, Новошип и Palmali уже ввели в состав своей медкомиссии обязательное обследование брюшной полости и мочевыводящих путей, стандартное на Западе. Однако врачи уверены: постепенно к этому придут все судовладельцы без исключения, чтобы минимизировать свои затраты на госпитализацию, лечение за рубежом и срочную замену члена экипажа.

– Человек должен быть абсолютно здоров, когда идет в море, – уверена Н. Литвиненко. – Этот вопрос стоит настолько остро, что некоторые судовладельцы даже предлагают морякам, у которых в ходе медкомиссии были выявлены заболевания, сначала пройти курс лечения за счет компании. Все это ради того, чтобы люди не скрывали свои проблемы со здоровьем. Ведь, в конечном счете, жизнь и здоровье дороже.