Российские моряки вернулись из пиратского плена

 Освобожденные из пиратского плена члены экипажа MSC Mandy вернулись в Россию. Трагедия случилась поздним вечером первого января 2019 года у берегов Бенина в Гвинейском заливе. В тот злополучный вечер на борт MSC Mandy ворвалось десять человек, вооруженных автоматами и мачете. Шестеро российских моряков были захвачены пиратами. Преступники ограбили экипаж и взяли в плен капитана, старшего помощника капитана, третьего помощника капитана, боцмана, сварщика и повара.

Бандиты напали на судно, дрейфующее в 20 милях от берега Бенина, около восьми вечера.Оказавшись на «MSC Mandy», они сразу же устремились на мостик по внешним трапам. Естественно, они не встречали на своем пути серьезного сопротивления, поскольку действовали быстро, по заранее разработанному плану, а самое главное, сыграл фактор внезапности.

Вахте сразу дали понять, чтобы не «рыпались» и делали, что им велят.Трое преступников, отдававших приказы остальным, говорили по-английски, что выдавало в них нигерийцев, ведь в Бенине изъясняются по-французски.

Взяв под полный контроль мостик, принялись рыскать по каютам в поисках остальных членов экипажа, не чураясь грабежа судового имущества, личных вещей моряков. Забрали средства связи, все бинокли.Обнаруженных членов экипажа бандиты  сразу отводили на мостик, отнимали ценные вещи и заставляли лечь лицом вниз. Тех, кто пытались оказать сопротивление, нападавшие избивали. Бандиты действовали очень жестко - не допускали никаких разговоров среди моряков. При малейших признаках неповиновения били мачете «плашмя», грозили пристрелить. Членов команды, которые по мнению пиратов представляли повышенную угрозу,  заводили в каюты, усаживали за стол. «Handsonthetable! Don’tmove!» - орали им бандиты на ломанном английском. Тем не менее, некоторым морякам удалось от них укрыться и переждать атаку.

Больше всех не повезло комсоставу, который ассоциировался у них с важными персонами. Именно комсостав стал основной мишенью головорезов. О должностях моряков судили просто - по надписям на каютах, где присутствовало слово chief. Именно по этой причинеchiefcook попал под раздачу.А вот chiefengineer, проявив находчивость и смекалку, сумел от них сбежать и спрятаться в укромном месте. Рассвирепевшие бандиты так и не смогли его отыскать, что немудрено на таком огромном судне.

В конце концов, бандиты вместе с заложниками исчезли также быстро, как и объявились на судне. Общее время проведенной всей операции составило не более двух с половиной часов. 

До продажи итальянской компании MediterraneanShippingCompany судно MSC Mandy входило в состав «Совкомфлота» и работало по коллективному договору Российского профсоюза моряков. После смены судовладельца некоторые члены экипажа продолжили свою вахту на этом судне. Естественно РПСМ принял самое активное участие в судьбе моряков и переговорах, связанных с их освобождением.

- Основной целью нападения был захват в заложники комсостава судна, - рассказал Александр Бодня, председатель БТО РПСМ - Пираты в первую очередь искали тех членов экипажа, за которых впоследствии им удастся получить больший выкуп. То, насколько спланированным выглядит нападение, заставляет предположить, что захватчикам помогали с берега. Судно ходит по этому маршруту регулярно, однако обычно всегда остается на стоянке в порту. Это первый случай, когда его туда не пустили. Теплоход дрейфовал в 20 милях от берега – видимо, пираты решили воспользоваться сложившейся ситуацией и совершить нападение.

Через неделю похитители вышли на связь и переговоры начались. Об этом сообщил председатель Российского профсоюза моряков Юрий Сухоруков, ссылаясь на первоисточник. Информация о размере требуемого выкупа, как и о местонахождении моряков, не разглашалась, так как могла повредить ходу переговоров, которые вела нанятая судовладельцем британская компания, специализирующаяся на подобных переговорах.

– Все общение осуществлялось при помощи посредников как с той, так и с другой стороны. Пираты знали, что их местонахождение может быть раскрыто, и не рисковали, – рассказал Сергей Фишов, координатор  ITF в России.

Нигерийские пираты, в отличие от сомалийских, не захватывают суда и требуют выкуп только за экипаж, а практика показывает, что такие вопросы решаются всегда быстрее. Однако   процесс переговоров осложняли другие факторы.

- Во многих африканских странах, в том числе и Нигерии, передача выкупа является уголовно наказуемым преступлением, поэтому правильный выбор места тоже очень важен. Если представители судовладельца будут пойманы за передачей денег, им грозит тюремный срок, – пояснил Юрий Сухоруков.

В конце концов, переговоры увенчались успехом, детали сделки пока остаются в секрете. Но главное, моряки вернулись на Родину и восстанавливают силы.

РПСМ напоминает, что морякам необходимо быть особенно бдительными в пиратоопасных регионах: судно должно быть защищено от нападения колючей проволокой, необходимо, чтобы моряки несли антипиратскую вахту и могли вовремя заметить приближение лодок нападающих.При этом судно должно находиться в постоянной готовности к уходу из опасного района. Это практически сводит на нет фактор внезапности. Ведь даже, если пираты и окажутся на борту, то все члены экипажа будут предупреждены. Они смогут укрыться в цитадели, сообщить в соответствующие службы о происходящем на борту. Время будет играть против пиратов, что вынудит думать уже не о захвате заложников, а о том, чтобы  самим не оказаться в руках правоохранительных органов.

Однако ситуация в мире меняется. Вот и выводы Международного морского бюро (IMB) неутешительны. Согласно их отчетам, после нескольких лет спада пиратство вновь начало набирать обороты. Бюро зарегистрировало ежегодный десятипроцентный рост числа нападений.Причем почти семьдесят процентов всех нападений приходится всего на семь стран: Нигерия, Филиппины, Венесуэла, Бангладеш, Гана, Индонезия и Малайзия.

Заметили, что в этом списке нет Сомали? В конце нулевых воды этой страны считались самыми опасными в мире для судоходства. Не было ни дня, чтобы пираты не предприняли попытку напасть на торговое судно, и многие из них удались. А теперь там уже три года подряд сокращается количество пиратских инцидентов. Военно-морские силы Европейского Союза (EU NAVFOR) по борьбе с пиратством уже десять лет проводят  операцию Atalantaу побережья Сомали. Помимо военно-морских сил ЕС, к охране и защите Аденского залива подключились и другие страны. И хотя количество нападений за эти годы свелось практически к нулю, страны Евросоюза по-прежнему признают, что условия, которые позволяли пиратству процветать долгие годы, все еще не устранены. Именно по этой причине мандат EU NAVFOR продлен до декабря 2020 года.

Гвинейский же залив удерживает пальму первенства и остается самым опасным для моряков. Всплеск насилия в этом регионе пришелся на последний квартал прошлого года. Количество сообщений о нападениях в акватории между Кот-д'Ивуаром и Конго увеличилось в два раза: здесь пираты угнали шесть судов, 13 из 18 – обстреляли. На долю Гвинейского залива приходятся и другие печальные показатели: преступники взяли в заложники из 141 по всему миру 130 моряков, 78 человек из 83 – с целью получения выкупа.

В четвертом квартале 2018 года члены экипажей, захваченные пиратами далеко за пределами территориальных вод Нигерии, были доставлены именно в эту страну:  зафиксировано 41 похищение. 27 октября 2018 года пираты похитили 11 членов экипажа с контейнеровоза в 70 морских милях от острова Бонни. Два дня спустя преступники угнали танкер, проходивший в 100 морских милях от мыса Пуэнт-Нуар, Конго. Восемь из 18 членов экипажа были похищены. Это всего лишь два примера того, как вооруженные бандиты выходят в море и нацеливаются на более крупные суда: сухогрузы, контейнеровозы и суда общего назначения в дополнение к локальным атакам на танкеры и рыбацкие лодки.

Возможно ли избрать ту же тактику в Гвинейском заливе, что и в Адденском? Пока об этом еще речь не шла, но в IBM считают, что уже сейчас страны региона должны наладить обменразведданными по этому вопросу, с тем чтобы можно было принимать более эффективные меры против пиратов как на море, так и на берегу.

– Тот уровень международного сотрудничества, который принёс результаты и поставил под контроль ситуацию в Аденском заливе  и Индийском океане, сейчас нужен   и в Гвинейском заливе, – полагают в Российском профессиональном союзе моряков (РПСМ). – Последний случай с захватом моряков с MSC Mandy подтверждает то, в Гвинейском заливе  развивается  другой  вид пиратства, угрожающий  не  захватом судов,  а крайней жестокостью в отношении  людей. Пора моряков избавить от этой угрозы и снять с них психологическую нагрузку.