Самолет сменил на Clipper

Виталий Кияшко когда-то мечтал стать военным летчиком. А стал четвертым помощником капитана на танкере NSClipper. И, надо же, ничуть не жалеет о том, что переменил стихию. Недавно он вернулся из своего первого рейса.

После окончания школы Виталий поступал в Морскую государственную академию  имени адмирала Ушакова. Но на бюджет не прошел по конкурсу. Тогда он решил, что не будет  тратить родительские деньги, учась на «коммерции», лучше пойдет в армию. После двух лет службы на кораблях российского военно-морского флота в Севастополе Виталий вернулся домой. И тут на глаза ему попалось объявление: пароходство набирает курсантов в роту среднего профессионального образования в морской академии. Это был совместный образовательный проект ОАО «Новошип» и «вышки». В его рамках проводился ускоренный курс подготовки специалистов среднего звена: судоводителей, электро- и судомехаников. С гарантированным последующим трудоустройством в компанию.

- Это был просто подарок для меня, - вспоминает Виталий. - Пять-шесть лет голой теории меня как-то не грели. Гораздо больше мне нравилось то, что предлагал этот проект: плавпрактика уже с первого курса.

Три года пролетели незаметно и вот уже Виталий - в должности четвертого помощника на NSClipper компании «Новошип». Не успел отойти от смены часовых поясов (экипаж меняли на юге США) и вникнуть в принятые дела, как оказалось, что судно участвует в операции shiptoship в Мексиканском заливе.

- Я с этим сталкивался только на лекциях в академии, - рассказывает Виталий Кияшко. - Поэтому, естественно, волновался: как справлюсь? Мне предстояло заполнять судовую документацию и стоять ходовую вахту. Но ничего. На практике все оказалось не сложнее экзамена по астрономии. Главное, взять верный темп и своевременно оформлять документы.

Здесь же в Мексиканском заливе, где-то у берегов Венесуэлы, Виталий провел и свое первое расхождение огромной махины NSClipper со встречным судном. Больше всего, конечно, его порадовало, что все прошло точь-в-точь по учебнику и - согласно указаниям капитана.

Вторая половина рейса прошла в Европе. Здесь, конечно, правят бал различные инспекции. Сначала классификационное общество Det Norske Veritas, потом port state control самого большого европейского порта - Роттердама,  и под конец - British Petroleum.

- Я еще на практике понял, что нефтяные компании чуть не с лупой проверяют документы учета рабочего времени, - рассказывает Виталий. -  А это как раз мое заведование. Подход к нему у меня был самый скрупулезный. Тем не менее, перед появлением инспектора немного переживал. Им оказался представительный немец в строгом костюме. Не знаю почему, но это меня успокоило и за час проверки замечаний не оказалось.

Помощь молодым специалистам - добрая флотская традиция «Новошипа».  Виталий  всегда мог рассчитывать на толковый совет и поддержку своих наставников: старпома Сергея Лазаревского, второго помощника капитана Сергея Кочубея и третьего помощника Сергея Петненко. Они не раз выручали салагу в трудных ситуациях.

- Когда они менялись, я даже тревожился – а найду ли общий язык с их сменщиками? – вспоминает Кияшко. – Оказалось, зря.

Вновь прибывшие старпом Евгений Сапунов, второй и третий помощники Александр Емельянов и Николай Панамарев так же терпеливо вводили молодого специалиста в курс дела.

А еще в первом же рейсе Виталий смог побывать там, куда большинство обычных людей попадает, лишь выложив туроператору кругленькую сумму – на Багамских островах. Там экипаж готовился к проверке нефтяным гигантом Shell, а параллельно Виталий вместе с другими моряками мог любоваться акулами, так и шнырявшим вдоль бортов танкера в чистой голубой воде у одного из островов архипелага. Это было даже лучше, чем на Discovery Channel.

Домой возвращался с легким сердцем. Во-первых, в его справке о плавании капитан поставил отметку, где рекомендовал молодого специалиста  на третьего помощника. Конечно, Виталий знает: по правилам компании ему нужно будет  поработать  еще четвертым, но все равно приятно - его профессиональные качества оценили. А во-вторых, после нескольких месяцев в море нет ничего приятней мыслей о доме.

- Я возвращался в первые дни Олимпиады в Лондоне, - рассказывает Виталий. - В аэропорту Хитроу навстречу мне вывалились счастливые русские болельщики, приехавшие поддержать нашу сборную. В другой раз я, может быть, и позавидовал бы им. Но у меня было такое чувство, что моя «олимпиада» уже позади. Поэтому – только домой.