Самые знаменитые кругосветки

В послужном списке моряка часто можно встретить такие вехи, как пересечение Экватора, прохождение пролива Дрейка, и, конечно же, кругосветное плавание. Особенно последнее. Пересечь все меридианы за одно плавание  – это вам не шутка. И среди кругосветок есть такие, которые оставили неизгладимый след в истории всего человечества.

 

Магеллан окупился с лихвой

Естественно, самое первое кругосветное плавание стало и самым известным. Оно началось 20 сентября 1519 года и продлилось без двух недель три года. Снарядила ее испанская корона за деньги европейских купцов, которые были недовольны монополией португальцев в торговле с Востоком. Это был чисто коммерческий проект, и никто не ставил каких-либо научных задач. То есть идея была та же, что и Колумба – достичь Азии, следуя на запад, и с прибылью накупить там пряностей. Экспедиция была укомплектована большой командой около трехсот человек  на пяти судах с запасом продовольствия на два года. Руководил экспедицией португалец Фернан Магеллан.

В результате мятежей, тяжелейшего пересечения Тихого океана и стычек с туземцами (например, сам Магеллан погиб во время конфликта с местным населением Филиппин) флотилия сильно поредела. 6 сентября 1522 года в Севилью вернулся только парусник «Виктория». На корабле было всего восемнадцать выживших. Но экспедиция все равно оказалась весьма успешной в коммерческом отношении. Продажа груза, привезённого «Викторией», не только с лихвой покрыла все расходы, но и, несмотря на гибель остальных судов, дала значительную прибыль.

Но главный «груз» «Виктории» – это многочисленные наблюдения, который каракка привезла в Испанию. Они буквально перевернули представления европейцев  об окружающем нас мире. Например, был открыт новый вид животных: в этом путешествии  европейцы впервые увидели пингвинов.  Хотя это, конечно, не главное. А вот огромные размеры Тихого океана оказались сюрпризом и для мореходов, и для ученых-географов. Еще при планировании экспедиции исходили из предположения, что Азия находится сравнительно близко от Америки. В то время вообще считалось, что основную часть Земли занимает суша, и только сравнительно небольшую – водное пространство. Во время пересечения Тихого океана стало ясно, что это не так, и что только площадь Тихого океана превышает площадь всей суши.

Еще одним феноменом, который обнаружили моряки «Виктории» стал, так называемый, «потерянный день». Они обнаружили, что при путешествии на запад, вслед за солнцем, сутки удлиняются, и наоборот. Чтобы преодолеть этот парадокс и была разработана система часовых поясов, столь привычная и понятная для нас.

 

К Антарктиде готовились заранее

Первое русское кругосветное плавание состоялось в 1803-1806 годах на приобретённых у англичан шлюпах: «Надежда» и «Нева» под командованием Ивана Крузенштерна и Юрия Лиснянского. Перед отплытием император лично осмотрел суда. Государь принял расходы на содержание одного из них на свой счет, а за другой платила Русско-американская компания, идейный вдохновитель экспедиции.

Путешествие Крузенштерна обогатило географию и естественные науки многими сведениями о малоизвестных районах планеты (например, о Японском море), изменило к лучшему администрирование русских земель на Дальнем Востоке.  Это плавание стало важным событием не только  в истории России и её флота. Самое главное, что это кругосветка стала своеобразной репетицией будущего эпохального события – открытия Антарктиды,  Многие офицеры и рядовые, участвовавшие в открытии последней Terra Incognita на Земле, в том числе и начальник экспедиции Фаддей Беллинсгаузен, получили обкатку именно на шлюпах «Надежда» и «Нева» в первой русской кругосветке.

 

Эволюции мешал лишь только нос

Первое пересечение Тихого океана, открытие Антарктиды – что может с этим сравниться? Только кругосветная экспедиция под командованием капитана Роберта Фицроя на британском бриге «Бигль» в 1831-1836 годах. Основная задача этой экспедиции была картографическая съемка:  экипажу нужно было произвести детальное изучение  малоизвестных  берегов Южной Америки и ряда тихоокеанских островов.

Поначалу никто не хотел брать в экипаж натуралиста, молодого и пытливого ученого, чье имя сейчас известно во всем мире, Чарльза Дарвина. Капитану Роберту Фицрою вообще не понравился его нос (Фицрой в тот момент был увлечен популярной в то время псевдонаукой физиогномикой и считал, что нос Дарвина выдает его слабый характер, непригодный к столь длительному и тяжелому путешествию).

Однако Дарвина все таки взяли в состав экспедиции. Правда, британская корона отказалась оплачивать его работу, да и снаряжение ему пришлось приобретать за свои деньги. По сути,  на судне Дарвину было гарантировано лишь место за обеденным столом капитана.

Во время путешествия Чарльз  вел наблюдение за вьюрками, собирал коллекцию моллюсков, бегал за полевками - в общем накопил материал, которому позавидовал бы любой натуралист того времени. И вот на другом конце мира во время посещения Галапагосских островов Дарвина осенило: у него впервые четко оформилась  идея об изменяемости видов. Так и появилось на свет эволюционное учение, которое  поставило всю науку с ног на голову. Огромный фактический материал по зоологии, собранный Дарвином во время путешествия и в дальнейшем обработанный как им самим, так и другими исследователями, лёг в основу его фундаментального труда «Происхождении видов». Писал он его двадцать лет, после того как окончилось кругосветное путешествие «Бигля». К тому моменту старичок «Бигль» доживал последние дни в береговой охране Её Величества в устье Темзы.

1. Пингвинов первыми обнаружила команда МАгеллана

2. Современная копия парусника «Виктория»

3. Чарльз Дарвин. «И что не так с моим носом?»

4. Шлюп «Надежда»

5. Шлюп «Нева»

6. Бриг «Бигль»