Сертификат есть, а прав нет?

Южная территориальная организация Российского профсоюза моряков проводит кампанию «Билль о правах моряков»: от слов к делу» в поддержку конвенции MLC-2006, принятия которой добивались морские профсоюзы

В порту Новороссийска задержано судно «Дон» ростовской компании «Росшипком». Причина задержания - нарушение Сводной конвенции «О труде в морском судоходстве» 2006 года (MLC). Чаще всего ее называют «Биллем о правах моряков». Вступившая в силу ровно год назад, она многое обещала морякам. Что из этих обещаний исполнилось, а что нет, и почему?

Остановка «Дона» в этом году - это первое «конвенционное» задержание в новороссийском порту. В прошлом таких было два: немецкий балкер Hermann Schoening и турецкий сухогруз SHT Huseyin Akil. Какие же вопиющие нарушения приводят к остановке судов? Как показывает практика, самая распространенная причина конфликтов между моряками и работодателями во всем мире - долги по заработной плате. И Россия тут не исключение.
Проверка на навалочнике «Дон» показала: экипаж не получает денег за свой труд. Долг по заработной плате достиг уже 70 тысяч долларов. Больше того, перед выходом в рейс, как выяснилось, каждый моряк абсолютно добровольно и по собственной инициативе написал расписку, в которой заранее дал согласие на возможную кратковременную задержку выплаты заработной платы. А также гарантировал, что не будет обращаться с жалобами в Международную федерацию транспортников!

Ясное дело, такие странные обязательства, которые взяли на себя моряки, привели в изумление инспекторов государственного портового контроля. Тем более, что из-за 70 тысяч долларов долга по заработной плате связаться с профсоюзом экипажу все-таки пришлось. Руководствуясь положением Сводной конвенции, которое обязывает судовладельца ежемесячно перечислять зарплату, портовые власти запретили судну выход в рейс до устранения замечаний. Невыплата заработной платы морякам, подтвержденная документально, обычно влечет за собой самую строгую меру воздействия на судовладельца – задержание судна в порту. Серьезность этого нарушения инспекторы PSC сравнивают с поломкой главного двигателя – она также имеет код замечания 30. Самое интересное при этом, что сертификат, подтверждающий соответствие «Дона» нормам MLC, на борту теплохода есть! Выходит, бумажка есть, а прав у моряков как не было - так и нет?

- Ростовская компания «Росшипком» уже давно числится в моем личном «черном списке», - негодует инспектор МФТ в Новороссийске Ольга Ананьина, к которой и обратились обманутые моряки. - У компании шестнадцать судов под флагами России, Мальты и Белиза. Минимальная задолженность по выплате заработной платы на любом из этих судов - два месяца. А есть экипажи, которые и по полгода сидят без гроша в кармане. При списании с судна задолженность по заработной плате не выплачивается, при этом морякам еще и угрожают, чтобы не смели жаловаться властям. Вот уже год с момента вступления в силу Сводной конвенции я сталкиваюсь с «Росшипкомом» практически каждый месяц.

Экипаж теплохода «Сормовский 43» обращается к Ольге вот уже в третий раз. Она «выбила» им зарплату за май, сейчас ведет переговоры по июньской. В индивидуальных контрактах моряков черным по белому прописана двухнедельная задержка зарплаты, а сама система расчетов крайне запутанная. Но больше всего инспектора МФТ возмущает, что при этом на всех судах ООО «Росшипком» есть сертификаты MLC, которые на практике ничего не гарантируют и не подтверждают!
Ситуацию со странными расписками, в которых моряки себе в ущерб решили отказаться от своих трудовых прав, мы попросили прокомментировать Вадима Кулебякина, главного правового инспектора Южной территориальной организации Российского профсоюза моряков:
– Россия подписала Сводную конвенцию «О труде в морском судоходстве», которая обязывает выплачивать заработную плату экипажу не реже одного раза в месяц, без всяких условий и оговорок. А это значит, что на ее территории подобные расписки никаких правовых последствий не несут. Кроме того, «Билль о правах моряков» дает каждому неотъемлемое право жаловаться на нарушение своих трудовых прав. И никакие расписки не могут лишить моряка этого неотъемлемого права. А портовые власти могут задержать судно при обнаружении нарушений конвенционных требований.

Таким образом, отказ от прав, гарантированных международными конвенциями, законами и коллективным договором, не признается, делай ты это хоть на заборе, хоть в контракте или в расписке. А вот задуматься о добросовестности судовладельца, который подобные уловки практикует, они заставить должны, причем еще на этапе трудоустройства.

Задержание т\х «Дон» вызвало немедленную реакцию владельца судна, ООО «Росшипком». Долг по зарплате морякам вернули просто бегом, задержание сняли, и к вечеру того же дня судно покинуло порт. Трудовой конфликт исчерпан. Но это, конечно же, не конец истории. На «Сормовский 43» такой же спор в самом разгаре. Там вообще нормой жизни стали ежемесячные расчеты с экипажем через МФТ. А значит, об ООО «Росшипком» мы услышим еще не раз.