Сколько стоит труд моряка?

Черноморский регион на весь мир прославился своим субстандартным судоходством. Именно поэтому Международная федерация транспортников объявила недавно о начале кампании «Черное море позора». Однако есть здесь  и примеры обратного свойства. Это выявила совместная плановая проверка инспектора Международной федерации транспортников Ольги Ананьиной и Игоря Холявки, технического инспектора труда Южной территориальной организации Российского профсоюза моряков.

Свою проверку инспекторы начали с зерновой пристани ОАО «Новороссийский морской торговый порт». Здесь под погрузкой стоит судно MatildeCorrado под  багамским флагом, владелец - CoventgardenSCLTD. На MatildeCorrado, как выяснилось, все и правда работает как по нотам (CoventGarden– всемирно известный оперный театр). Коллективный договор есть и исправно соблюдается. А зарплату моряки ( они почти все одесситы) получают не только в срок, но еще и в соответствии со ставками МФТ.

У трапа нас встретил вахтенный матрос Максим Кундельчук. Он еще студент, заочно заканчивает морскую академию в Одессе, но уже сейчас его зарплата матроса OS на родной херсонщине – это просто о-го-го.  Максим с гордостью продемонстрировал нам судовой спортзал. Оказывается, все тренажеры в нем экипаж сам собрал и сварил из списанных деталей судового двигателя. Но «машина», отмолотив свое на ниве коммерческого судоходства, не попала в утиль. Она теперь работает на оздоровление моряков.

Капитан судна Игорь Белоус в свое время много лет отдал работе в Черноморском морском пароходстве, входил, как говорится, в золотой фонд предприятия.

- Крупнейшая судоходная компания Советского Союза развалилась на моих глазах, - вспоминает «морской волк». -  В конце девяностых у нее уже были миллиардные долги, по всему миру шла мощная волна арестов ее судов. На одном из них я с экипажем безвылазно проторчал три года в небольшом европейском порту, пока шли разбирательства. Так что мне есть с чем сравнивать и отношение судовладельца, и условия работы. Честно скажу, я просто не нарадуюсь моему нынешнему работодателю, который все нормы и ставки МФТ принимает и «блюдет».

На пятой пристани новороссийского порта инспекторов встретил новошиповский танкер «Тверь».

Ухаживают за ним, похоже, так, что шестнадцати лет пароходу никак не дашь. Спецодежда, снабжение, режим труда и отдыха – все на уровне. Да что там снабжение! В отличие от того же зерновоза MatildeCorrado, на котором судовой спортзал – дело рук одесских кулибиных, здесь социально-бытовые нужды экипажа компания берет на себя.

- Недавно приобрели в одну из кают-компаний новую «плазму» в сорок дюймов, - показывает третий помощник капитана «Твери» Роман Гинда. - А в спортзале у нас - новые велотренажер и боксерская «груша», еще запах свежей кожи не выветрился.  Последнее приобретение для меня самое ценное. Я ведь в академии и борьбой, и рукопашным боем занимался.

- Компании, которая  заинтересована в молодых, перспективных  специалистах и лидерских позициях на рынке, в наше время недостаточно предложить морякам одни только ставки МФТ, - рассказывает технический инспектор труда ЮТО РПСМ Игорь Холявка. - Тут нужны дополнительные «бонусы», в том числе в виде отличного спортзала на судне.

Следующие суда, которые посетила наша совместная инспекция, - AAL Shanghai и Аgria. Оба работают  под коллективными договорами стандарта МФТ. Надо ли говорить, что жалоб у моряков не оказалось, проверка документов нарушений тоже не выявила. Оба  судна с иголочки, только в прошлом году сошли со стапелей. Одно только в глаза бросается – этнический состав  обеих команд. На AAL Shanghai только капитан, да стармех - хорваты. Весь остальной экипаж – филиппинцы. Почти такая же ситуация и на Аgria. Только здесь офицеры индийцы.

- В Европе уже не так просто  найти молодого специалиста на флот. Престиж профессии падает, – жалуется капитан AAL Shanghai Славик Марино из Хорватии. – В моей стране работают четыре морских академии, но готовят они только «синьоров». На зарплату рядового молодежь в море уже не заманишь.

- Зато у нас в Азии престиж профессии моряка растет год от года, - рассказал капитан Аgria Адвани Мохан. - В Индии  более тысячи учебных заведений, где готовят моряков. Зарплаты, которые в соответствии с коллективным договором МФТ им исправно платят, позволяют им возвращаться из рейса на родину богатыми людьми.

- А лично для меня в профессии  моряка есть еще один дополнительный плюс, - улыбается капитан Адвани Мохан. - Я легко мог бы найти себе работу в офисе в моем родном Мумбае. Но как представлю каждодневные изнурительные пробки по дороге в офис - сразу понимаю: с выбором работы я не ошибся.

- Суда, которые мы проверили, для нашего региона скорее исключение из правил, – рассказывает инспектор МФТ Ольга Ананьина. – Так уж совпало, что в данный момент у причалов Новороссийского порта стояли именно они. Всего же, по данным МФТ, на Черном море сегодня работает около двух с половиной тысяч судов. Полутора тысячам из них больше 20 лет, а 800 – больше 30 . Экипажи этих судов не защищает коллективный договор МФТ, а оплата труда очень низкая, да и та - с многомесячными задержками.

Именно по этой причине в Стамбуле на этих днях прошла рабочая встреча морских и докерских профсоюзов-членов Международной федерации транспортников Черноморского региона. В мероприятии приняли участие представители России, Украины, Болгарии, Румынии, Турции и Израиля, инспекторы МФТ из стран региона. Интересы российской стороны представляли два отраслевых профсоюза – Российский профсоюз моряков и Российский профсоюз докеров, а также координатор МФТ в России Сергей Фишов и инспектор МФТ в Новороссийске Ольга Ананьина.

Встреча проводилась в рамках недавно запущенной кампании МФТ «Черное море позора», которая направлена против субстандартного судоходства в регионе. Прежде всего профсоюз объявил войну трудовому бесправию моряков, систематической невыплате заработной платы, росту аварийности в регионе из-за плохого технического состояния судов, отсутствию страхового покрытия флота.

Как рассказал Сергей Фишов, сегодня главная цель, стоящая перед профсоюзами, – установить согласованные МФТ условия труда и быта для моряков, работающих в Черноморском регионе. «Добиться ее будет возможно, когда появится единое соглашение, – считает он. – На встрече в Стамбуле как раз и был разработан проект такого коллективного договора. Документ будет рассмотрен на заседании комитета справедливой практики МФТ в конце ноября».

Если соглашение будет одобрено, следующим шагом профсоюзов станут переговоры по подписанию коллективных договоров стандарта МФТ с работодателями, чьи суда работают в Черноморском регионе. Ни одно судно не должно работать здесь без договора, и ни один моряк не должен уходить в рейс без контракта.

А это значит, что профсоюзные проверки в порту Новороссийска будут продолжаться.