Следком советует морякам не доверять доверенностям

Дальневосточное следственное управление на транспорте Следственного комитета Российской Федерации, которому постоянно приходится восстанавливать справедливость в отношении трудовых прав моряков, предупредило моряков об опасностях при самостоятельном трудоустройстве в иностранные компании. Итак, что нужно знать моряку при самостоятельном трудоустройстве в иностранные компании?

Святое право на оплату труда чаще всего нарушается, когда трудовой контракт от имени иностранной компании заключает ее представитель, действующий по доверенности. Это самый распространенный способ уклонения от выплаты морякам заработной платы.

– Как правило, данные компании не имеют на территории Российской Федерации представительств или обособленных подразделений, осуществляющих финансово-хозяйственную деятельность. Поэтому привлечь такого представителя компании к уголовной ответственности невозможно, – отмечают правоохранители, – поскольку он не является субъектом преступления, предусмотренного ст. 145.1 УК РФ и в его обязанности не входит выплата заработной платы.

Эта проблема носит массовый характер. Поэтому морякам прежде, чем устраиваться в ту или иную компанию, следует выяснить, какая у нее репутация, не замечена ли она в задержке или невыплате заработной платы, не стоят ли в различных портах по всему миру ее арестованные суда. Узнать все это сегодня, в эпоху интернета, не представляет особой сложности. Наконец, исчерпывающую консультацию можно получить в региональных организациях Российского профессионального союза моряков (РПСМ), который представлен практически во всех портах страны.

Но как быть, если все же моряк попал в переплет и иностранный работодатель не выплачивает заработную плату?

– При заходе в порт ему следует обратиться к капитану порта или в суд по месту нахождения судна с заявлением об обеспечении морского требования по выплате заработной платы и других сумм, причитающихся за работу на борту судна, и непосредственном аресте судна до момента удовлетворения требований, – отмечают в Дальневосточном следственном управлении на транспорте Следственного комитета Российской Федерации.

Наложение ареста на судно является эффективной мерой по защите конституционного права моряка на труд. Сложившаяся судебная практика позволяет в соответствии с требованиями Международной конвенции об унификации некоторых правил, касающихся ареста морских судов от 10.05.1992, ратифицированной Российской Федерацией (Федеральный закон от 06.01.1999 13-ФЗ), и Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации накладывать арест на морское судно в стране его нахождения путем задержания для обеспечения морского требования, к которым, в том числе относятся и требования о выплате заработной платы и других сумм, причитающихся членам экипажа за их работу на борту судна, в том числе расходов на репатриацию и уплачиваемых от имени капитана судна и других членов экипажа взносов по социальному страхованию.

- Можно и минимизировать возможные финансовые риски. Для этого нужно трудоустраиваться на суда официально, через российские крюинговые компании, деятельность которых подлежит обязательному лицензированию, – говорят специалисты. - В таком случае права работника защищены Конвенцией Международной организации труда «О найме и трудоустройстве моряков». В качестве одной из мер по защите трудовых прав моряков она предусматривает систему страхования или иную равнозначную форму для компенсации морякам денежного ущерба, который они могут понести по причине невыполнения службой найма и трудоустройства своих обязательств перед ними.

Лондонский лоцман морвести.ру
01 March 2015 3rd Officer Timur Maloletka mv Sandpiper Bulker