Совет РПСМ: впервые в Новороссийске

Российский профсоюз моряков, объединяющий в своих рядах больше 70 тысяч человек, недавно провел в Новороссийске выездное заседание Совета – главного руководящего органа РПСМ. В его работе приняли участие лидеры региональных организаций из всех крупных портовых городов России. Совет традиционно рассматривает важные для всех моряков вопросы. Вот и сейчас его члены рассмотрели, как на практике работает в России «Билль о правах моряков», как защищены трудовые права экипажей на судах под российским флагом и другие насущные проблемы. Новороссийск встречал такую представительную делегацию впервые. 

 

Судно-нарушитель: отпускать или задерживать?  

Отдельным пунктом повестки дня Совета РПСМ стал вопрос практической реализации в России Сводной конвенции «О труде в морском судоходстве» или, как еще ее называют, «Билля о правах моряков». Она вступила в силу в августе 2013 года. 

Одним из самых значительных новшеств профсоюз считает законодательно закрепленную возможность для моряка подавать жалобы на условия своего труда в любом порту. Специально уполномоченные государством органы должны рассматривать эти обращения и, в случае признания претензий обоснованными, воздействовать на работодателя. В России такими полномочиями наделены капитании морских портов, которые имеют право даже задерживать суда до устранения замечаний.

В середине сентября представители администрации морского порта Новороссийск первыми в России реализовали это право из-за нарушения условий труда экипажа  сухогруза «SHT Huseyin Akil». Команда работала без трудовых контрактов и без зарплаты. Как только капитан порта принял решение о задержании судна, хозяин моментально погасил задолженность и прислал на борт трудовые договоры.

Однако так эффективно возможности конвенции используют далеко не в каждом порту. Еще на слуху история с теплоходом «Wizard», который в августе спокойно выпустили из порта Находка, хотя экипаж жаловался на многомесячные задержки по зарплате. А председатель Калининградской региональной организации РПСМ Вадим Мамонтов рассказал свежий пример из своей практики. В Калининград зашел теплоход, на борту которого также отсутствовали трудовые контракты моряков. При этом, в отличие от «SHT Huseyin Akil», на судне  имелся сертификат, подтверждающий его соответствие требованиям конвенции. «Как это возможно?» – спросите вы. Этим же вопросом задался лидер КРО РПСМ и обратился в капитанию порта. Однако в Port State Control, сославшись на указание Минтранса, ему сообщили, что в течение года они не могут задерживать суда из-за несоответствия конвенции, и никаких санкций к судовладельцу не применили. 

С тем большим интересом члены Совета РПСМ выслушали представителей новороссийского филиала Российского морского регистра судоходства и администрации морского порта Новороссийск, приглашенных для участия в мероприятии. Главный инженер-инспектор РС Сергей Комогоров рассказал, что с прошлого года по сегодняшний день ими выдано порядка 200 сертификатов на соответствие требованиям конвенции, еще около 100 заявок находятся на рассмотрении.

Представители администрации новороссийского порта Сергей Лебедь и Сергей Ишутин отметили, что, хотя жалоб от моряков к ним еще не поступало, к работе с претензиями в капитании готовы. «Если на судне нарушаются трудовые права экипажа, к нему будут применены соответствующие меры воздействия, вплоть до задержания, как это было в случае с «SHT Huseyin Akil», – заверили они.  

 

 

Национальное достояние

Совет РПСМ утвердил форму модельного коллективного договора для судов под российским флагом. Таким образом, у профсоюза появился инструмент, который позволит сократить разрыв между стандартами отечественного и международного судоходства.

В документе четко оговорены минимальные социальные гарантии для моряков, условия их труда и быта на борту, а также зафиксирован минимальный уровень базовой ставки квалифицированного матроса - не ниже ставки Международной организации труда (с 01.01.2013 г. это 568 $).

Сегодня российский флаг в основном ассоциируется у моряков со старыми пароходами,  маленькими зарплатами и нарушением требований техники безопасности на рабочих местах. Особенно остро проблема затрагивает речное судоходство. Председатель Центрально-Западно-Сибирской территориальной организации РПСМ Вячеслав Анохин рассказал, что оклад капитана речного судна на Волге составляет 10 тысяч рублей, матроса – вполовину меньше. Аналогичная картина и на северных реках:  по словам председателя профсоюзной организации плавсостава ОАО «Архречпорт» РПСМ Юрия Моисеенко, заработок капитана в Архангельском речном порту с надбавками составляет 15 тысяч рублей. Понятно, что работать на таких условиях молодежь не хочет. Как следствие, средний возраст российского речника переваливает за 50.

Между тем, потенциал этого направления профсоюзной работы пока явно недооценен. В Санкт-Петербурге и Ростове, Тамани и Ейске множество небольших судоходных компаний, эксплуатирующих десятки теплоходов под российским флагом. На большинстве из них защита в виде коллективных договоров отсутствует, а договоры международного стандарта – вообще несбыточная мечта. Поэтому первостепенная задача РПСМ – обеспечить экипажи этих судов достойной зарплатой и безопасными условиями труда.

– Важность этой работы еще и в том, что именно приоритет национального флага, предлагающего достойные условия труда, соцпакет и полную защищенность моряка, всегда ставился международным профсоюзным движением во главу угла, – отметил председатель Южной территориальной организации РПСМ Николай Попов. – Эта работа важна для нас политически, она позволит  усилить влияние РПСМ при взаимодействии с профильными министерствами и ведомствами. Нужно привести условия труда на судах под российским флагом в соответствие с международной практикой, пусть даже работа в этом направлении потребует больших финансовых и интеллектуальных затрат.

Отметим, что в настоящее время эта работа в ряде регионов ведется весьма успешно. Так, в Южном федеральном округе есть несколько судоходных компаний, в которых действующие колдоговоры РПСМ обеспечивают экипажи достойными условиями труда.