Спасен лишь один из 12

В Черном море потерпело крушение судно «Герои Арсенала» (флаг Панамы, ИМО 8727604), оператор – турецкая компания Gunes Denizcilik Nakliyat. На борту находились 12 моряков: двое россиян, девять украинцев и один гражданин Грузии. Теплоход с грузом зерна направлялся из Ростова в Турцию и пропал в нейтральных водах в районе Керчи, примерно в 27 км от побережья Крыма.

Сигнал бедствия поступил около 4 часов утра 19 апреля. В район спасательной операции немедленно выдвинулись суда, которые находились недалеко от места происшествия. К поискам подключились спасательное судно «Демидов», вертолет МЧС России и вертолет Ка-32 Минобороны РФ. Всего в поисках приняли участие 13 судов и 2 вертолета МЧС России, 130 человек личного состава. Проведение спасательной операции сильно осложнил шторм: ветер западный 20-23 м/с, высота волны достигала 4 метров.

Спасти удалось лишь моториста судна, гражданина Украины, который был поднят из воды с признаками сильного переохлаждения. По сообщению капитана судна «ВФ Танкер-18» Андрея Самовика, они находились на расстоянии двух миль от места трагедии. Танкер вышел на связь с Новороссийским морским спасательно-координационным центром, подтвердил свое участие в спасательной операции и двинулся в район бедствия. Он прибыл на место аварии первым, уже в 4.30, и приступил к обследованию места крушения и осмотру спасательных плотов и шлюпок с затонувшего сухогруза. В 6 часов утра был обнаружен человек в гидрокостюме в состоянии сильного переохлаждения. Это был моторист теплохода «Герои Арсенала» Константин Черненко, гражданин Украины.

За время активной фазы спасательной операции был обследован район водной поверхности площадью более 350 квадратных миль. Обнаружены и уже опознаны тела троих моряков: это россиянин Андрей Ведерников, старший помощник капитана, и два гражданина Украины - матрос Николай Ганчевский и моторист Гончаренко. Остается неизвестной судьба восьми членов экипажа. Надежды найти живых больше нет: температура морской воды 8-9 градусов, температура воздуха 11-13. В таких условиях человек в гидрокостюме выдержит не более 8-9 часов. Активная фаза спасательной операции в Керченском проливе завершена, но поиск пропавших продолжается проходящими судами.

– Сухогруз «Герои Арсенала» был построен еще в Советском Союзе в 1980 году, владело им Украинское речное пароходство. Позднее предприятие преобразовалось в «УкрРечФлот», теплоход стал ходить под украинским флагом. А в 2013 году его приобрела турецкая компания, – говорит инспектор ITF в Новороссийске Ольга Ананьина. – Это распространенная практика. Многие турецкие судовладельцы скупают наши старые теплоходы. Что касается оператора судна – Gunes Denizcilik Nakliyat, то у них сейчас пять судов, большинство из которых старше 30 лет.

Последнюю инспекцию государственного портового контроля т/х «Geroi Arsenala» проходил в ноябре 2016 года в порту Темрюк (Россия). Тогда судну было выставлено 6 замечаний, одно из них касалось проблем со спасательными шлюпками, однако сухогруз не задержали, он спокойно продолжил рейс.

– Обычно суда турецких компаний эксплуатируются до последнего, причем техническое снабжение на них не всегда поставляется должным образом. Очень часто бывает так, что ремонт  оформляется лишь на бумаге, а по факту никаких работ не делается.  Могу предположить, что такая участь не обошла и этот сухогруз. Характер крушения – судно переломилось в районе надстройки – эту догадку подтверждает, – говорит председатель Азово-Донской территориальной организации РПСМ Леонид Глушак.

В Черноморском регионе давно сложились и существуют параллельно два разных мира для моряков. В одном мире конвенционные суда, где применяются все международные правила и стандарты, – это международный рынок труда. А в другом мире суда субстандартные, условия работы на них тоже. Такого субстандартного флота очень много в регионе Черного моря. Им оперируют действующие в обход правил и конвенций судовладельцы. «Серые», а то и просто черные схемы управления имуществом позволяют им массово и безнаказанно эксплуатировать в регионе аварийные суда. Невысокий уровень жизни в странах Причерноморья также оказывает свое влияние. Вот и на «Героях Арсенала» коллективного договора нет. И это тоже совершенно обыденная ситуация для субстандартного флота. 

В мае 2013 года Международная федерация транспортников начала кампанию «Черное море позора». Ее цель - привлечение внимания общественности к методам ведения судоходного бизнеса в нашем регионе и тем условиям, в которых приходится работать морякам. В поддержку этой кампании «Профсоюзная морская газета» - информационный вестник Южной территориальной организации Российского профсоюза моряков – реализовала собственный Черноморский проект. Он назывался «ТЕМНАЯ СТОРОНА ЧЕРНОГО МОРЯ». Свою точку зрения на проблему представили сами моряки и морские профсоюзы, живущие в разных причерноморских странах. Ознакомиться с анализом ситуации в регионе можно здесь: «Темная сторона Черного моря» ( http://www.stosur.ru/content/темная-сторона-черного-моря), «Кто ловит рыбку в мутной воде?» (http://www.stosur.ru/content/кто-ловит-рыбку-в-мутной-воде), «Контракт в другое измерение» (http://www.stosur.ru/content/контракт-в-другое-измерение).

Погибший старпом Андрей Ведерников оказался родом из Новороссийска. Представители мэрии города-героя уже встретились с его отцом.

- Безусловно, мы окажем родственникам погибшего всю необходимую помощь и поддержку, - заверил глава Новороссийска Игорь Дяченко. – Все расходы, связанные с траурными мероприятиями, администрация возьмет на себя. Кроме того, решением главы региона из краевого бюджета семье будет выделена помощь в размере одного миллиона рублей.