Справедливость нашли в России

Рекордную сумму в два с половиной миллиона  долларов помогла вернуть морякам в прошлом 2013 году Ольга Ананьина, инспектор Международной федерации транспортников в Новороссийске. Столько стоит  труд в морях, который пытались присвоить судовладельцы Черноморского региона. Эти долги по заработной плате их заставили заплатить.

В прошлые годы средние суммы долгов, на которые обманутые моряки жаловались инспектору МФТ в Новороссийске, составляли в среднем 70-80 тысяч долларов месяц. Увеличение этой цифры в два с половиной раза - событие из ряда вон выходящее. В чем же причина? Неужели на закате мирового финансового кризиса судовладельцы стали экономить на моряках больше, чем это было в самом его разгаре? Оказывается, нет.

- На мой взгляд, это прямой результат работы Сводной конвенции «О труде в морском судоходстве» (MLC). Не зря ее называют «Билль о правах моряков», - говорит Ольга Ананьина.

В России конвенция действует с 20 августа прошлого года. И почти сразу она начала приносить свои плоды. Суда-нарушители задерживают в российских портах до тех пор, пока долги перед экипажами не гасятся в полном объеме. Есть и региональные особенности. На Черном море основные поставщики рабочей силы на флот, кроме нашей страны, – Украина, Турция и Грузия. Но именно эти страны конвенцию как раз и не подписали. Что еще больше усугубляет ситуацию. Теперь заход в Россию для обманутых моряков всего региона – это еще и шанс найти справедливость.

В Новороссийске, самом крупном порту страны, входящем в полусотню крупнейших в мире, конвенция работает буквально с первых дней. И от этого в первую очередь выиграл сам порт: многие «ржавые корыта», от которых за милю несет аварией, теперь попросту избегают заходить сюда. То же самое можно сказать про порт Темрюк: с конца августа здесь уже трижды задерживали суда из-за несоблюдения судовладельцем требований сразу нескольких конвенций, и в первую очередь MLC. Последним стало судно Maxim (флаг Белиза) с русско-украинским экипажем на борту. Оно принадлежит компании Kent Shipping, печально известной своими массовыми невыплатами заработной платы.

Однако в других портах Юга России бывает по-разному. Встречаются и такие дремучие, в которых про «Билль о правах моряков» как будто и не слышали. В лучшем случае инспектор портнадзора всего лишь проверит судно на соответствие санитарным нормам. А ведь это дело десятое. Своевременная выплата зарплаты – вот на что в первую очередь обращает внимание Сводная конвенция.

- За последние полгода на меня обрушился шквал обращений со всего Юга России. Хуже всего положение дел с правами моряков в Астрахани. Здесь мизерные оклады, так ведь и их не платят, – рассказывает инспектор МФТ. – Порой моряки просто шлют мне SMS, которые для непосвященных выглядят как шифровки с фронта: в сокращенном виде перечень фамилий, должностей и цифр  с суммами долга.

Последний такой случай - с сухогрузом  «Занган-3». Проблему его экипажа с двухмесячными долгами по зарплате пришлось решать в самый канун Нового года. 31 декабря, когда вся страна уже в предвкушении салатиков, фейерверков и шампанского, инспектор МФТ вела переговоры с  судовладельцем, компанией «Волга Шиппинг». Случай действительно тяжелый: кроме задолженности по зарплате у «Занган-3» шлейф других проблем. А чему удивляться: балкеру сорок четыре года, экипаж не успевает дырки латать.

- Отработал три месяца, а заплатили за один, - написал один из моряков. - Провизии на судне всего на два дня. То же самое с маслом для двигателей. Судно на гране обесточивания, а судовладелец и не чешется. Но самое главное, что оно вообще не пригодно для перехода по морю, так как имеет течи в балластных танках, а главный двигатель не выдаёт норматив по оборотам.

Итогом длительных и непростых переговоров  инспектора МФТ с судовладельцем стали возвращенные труженикам моря двадцать пять тысяч долларов. Сумма, казалось бы, небольшая, но для экипажа многострадального «Зангана-3» эти деньги стали лучшим новогодним подарком.

Еще одна тенденция последнего времени, которую отмечает Ольга Ананьина, - моряки стали грамотней.

- Наконец-то основная масса плавсостава стала обращаться в профсоюз со своими проблемами до списания с судна, а не после, - рассказывает она.-  Пока работник находится на борту, рычагов давления на судовладельца (а значит и шансов вырвать присвоенные им зарплаты моряков) гораздо больше. Теперь осталось добиться, чтобы моряки затвердили себе как дважды два: получать зарплату они должны месяц в месяц, и не верить никаким байкам судовладельцев. Нельзя копить задолженность по заработной плате за весь контракт. Ведь чем больше сумма, тем трудней и дольше ее выбивать.

На Юге этого добиться сложнее, чем где бы то ни было. Ведь здесь правилам цивилизованного судоходства противостоит такая неистребимая вещь, как вековая практика. Купцы на Черном море всегда расплачивались по итогам «хождения за три моря». Но ведь и слово их было гораздо более надежным, чем иные сегодняшние бумаги с печатями. Однако моряки по-прежнему зачастую свято верят своему судовладельцу, и входят в его сложное финансовое положение (забывая при этом про свое), и кредитуют его своим трудом по полгода.  

Недобросовестный  судовладелец прекрасно прячется как под удобным, так и под российским флагом.

- В этом году мой личный «черный список» возглавили компании Kent Shipping (она же «Сейл трейд») и «Росшипком» (она же  «Донречфлот»), - рассказывает О. Ананьина. - В основном они работают с русско-украинскими экипажами на судах типа река-море. В ход идут достаточно простые схемы: они находят отчаявшихся безработных моряков (как правило, это работники разорившихся речных пароходств) и сулят им гигантскую «черную» зарплату в долларах, но в конце рейса. А по истечении контракта их просто вышвыривают на берег без копейки денег и набирают вместо них новых бедолаг. Вот такая бесконечная карусель. Поэтому я не устаю повторять морякам: прежде чем радостно паковать чемоданы, возьмите контракт и сходите с ним в профсоюз. Там вам укажут не только на «подводные камни» документа, если они в нем есть, но и просветят насчет репутации судовладельца, на которого вы собираетесь работать.

Рекордные суммы с боем выбитых морских зарплат говорят об одном: поток моряков, обманутых работодателями, не иссякает. Поэтому в защите трудовых прав моряков инспектор МФТ всегда работает вместе с представителями Российского профсоюза моряков, в том числе и Южной территориальной организации.