Средиземное море: миграция вышла из берегов

Около 900 человек погибли у берегов Италии в результате кораблекрушения.  Это были жители стран Африки и Ближнего Востока, вынужденные покинуть родину из-за военных конфликтов, тяжелого экономического положения или преследований. В Управлении Верховного комиссара ООН по делам беженцев считают, что это крупнейшее в истории происшествие по числу жертв среди нелегалов, пытавшихся попасть в Европу по Средиземному морю.

Выживший пассажир судна, гражданин Бангладеш, рассказал, что на его борту находилось 950 человек, в том числе женщины и дети. Большинство было заперто в трюмах. Это были граждане Алжира, Египта, Сомали, Нигерии, Сенегала, Мали, Замбии и Ганы. Выжить удалось 28.

Самая смертоносная граница

Отправной точкой для многих вынужденных переселенцев становится Ливия, причем нередко число людей на борту судов превышает допустимое в несколько раз, а состояние самих судов оставляет желать лучшего. За попытку рискнуть жизнью африканцы отдают последнее. 

По данным ООН, в этом году в Европу по Средиземному морю прибыли более 30 тысяч мигрантов из Северной Африки, 900 нелегалов погибли по пути. Одно из последних кораблекрушений с большим количеством жертв среди мигрантов произошло 12 апреля - тогда в водах Средиземного моря погибли около 400 человек. После этого председатель Европарламента Мартин Шульц назвал южную границу ЕС, проходящую по Средиземному морю, самой смертоносной границей в мире. Суда с африканцами идут ко дну каждую неделю, а теперь уже и каждый день. Буквально назавтра после громкой катастрофы в Средиземном море пошли ко дну еще два судна с 450 нелегальными мигрантами.

Гуманитарный кризис в Средиземном море

Европейская ассоциация судовладельцев (ECSA), Международная палата судоходства (ICS), Международная и Европейская федерации транспортников (ITF и ETF) сделали совместное заявление о проблеме гуманитарного кризиса в Средиземном море. Свое обращение они направили в адрес глав государств и правительств, в том числе стран Европейского Союза (EU).

«Европейская ассоциация судовладельцев и Международная палата судоходства - это более 80 процентов мирового торгового флота. Международная и Европейская федерации транспортников представляют интересы подавляющего большинства моряков, служащих на этих гражданских судах. Наше послание властям разных стран дополнительно поддерживается и другими организациями, представляющими различные секторы отрасли.

Гуманитарный кризис в Средиземном море выходит из-под контроля. По данным Агентства ООН по делам беженцев (UNHCR), в течение 2014 года по меньшей мере 3500 человек погибли при попытке пересечь Средиземное море из Северной Африки. Эта катастрофическая цифра и дальше будет расти, так как отчаявшиеся люди по-прежнему пытаются осуществить этот смертельный переход. Сотни тысяч мигрантов и беженцев стремятся вырваться в Европу на лодках, непригодных для этой цели, и коллективную ответственность по предотвращению потери тысяч жизней несут все государства-члены Евросоюза и Европейской экономической зоны. Действовать необходимо немедленно.

По данным UNHCR, в течение 2014 года моряки торговых судов спасли около 40 000 человек. По прогнозам, в течение 2015 года эта цифра резко возрастет, если политическая ситуация в Африке и на Ближнем Востоке не улучшится. Сейчас ситуация настолько серьезна, что включиться в решение проблемы должны все государства. Ситуация, когда международное сообщество возлагает проведение операций по спасению людей на море на торговые суда и их экипажи, недопустима. Иногда им приходится спасать по 500 мигрантов и беженцев разом. Торговые суда не оборудованы для проведения таких масштабных операций на море, это создает серьезные риски для экипажей.

Все страны Евросоюза и Европейской экономической зоны имеют обязательства по поиску и спасению людей, терпящих бедствие на море. Поскольку ситуация становится все хуже, мы считаем, что необходимо соразмерно увеличить финансирование для проведения поисково-спасательных операций. Все государства-члены ЕС должны разделить финансовое бремя, чтобы предотвратить тысячи смертей и другие последствия гуманитарного кризиса в Средиземном море. В краткосрочной перспективе это должно стать главной целью для EU и государств-членов EEA. Кроме того, необходимо пресечь незаконное использование судов в контрабандистских целях, в первую очередь в Ливии и странах Восточного Средиземноморья.

В дополнение к увеличению ресурсов для проведения поисково-спасательных операций существует необходимость принятия и политического решения. Международное сообщество должно предоставить беженцам и мигрантам альтернативные способы перемещения, не связанные с риском для жизни и здоровья на немореходных судах. Это буквально вопрос жизни и смерти. Мы призываем правительства к решению этой абсолютно приоритетной проблемы. Кроме того мы просим, ​​чтобы этот вопрос был добавлен в повестку дня Совета Европы, а также следующих заседаний советов министров Европейского Союза, в том числе иностранных и внутренних дел, юстиции и транспорта.

Томас Рехдер, президент Европейской ассоциации судовладельцев (ECSA), 

Эдуардо Шагас, генеральный секретарь Европейской федерации транспортников (ETF),

Масамичи Мороока, председатель Международной палаты судоходства (ICS, 

Дэйв Хэиндел, председатель секции моряков Международной федерации транспортников (ITF)».

Европа  ответственность признает

Главы МИД и МВД стран Евросоюза на совместном совещании одобрили план неотложных мер в связи с кризисом неконтролируемой миграции в Средиземном море.

 По словам члена Еврокомиссии по внутренним делам Димитриса Аврамопулоса, Европейский союз несет общую ответственность за эти трагедии. Участники встречи предложили план из 10 пунктов, содержащий неотложные меры.

В частности, он предусматривает усиление совместных операций ЕС в Средиземном море "Тритон" и "Посейдон" за счет увеличения финансовых ресурсов. Также предлагается захват и уничтожение судов, используемых контрабандистами. В Италии и Греции будут развернуты группы для оперативной обработки ходатайств о предоставлении убежища, а государства-члены ЕС обеспечат дактилоскопию всех мигрантов. Будут рассмотрены варианты механизма чрезвычайного переселения людей. Одновременно ЕС внедрит в приграничных государствах новую программу быстрого возвращения нелегальных мигрантов. Также планируется обеспечить взаимодействие со странами, окружающими Ливию, в том числе развернуть там штат агентов по иммиграционным вопросам для сбора разведывательной информации о миграционных потоках.