Страхование зарплаты

Поправки, касающиеся материальной ответственности судовладельцев в случае оставления, травмирования и смерти моряков, планируют внести в Сводную конвенцию 2006 года о труде в морском судоходстве (MLC-2006). 

С такой инициативой выступила Международная организация труда (МОТ).  Внесение поправок  обсудят на встрече международного трехстороннего комитета, куда входят представители государств, профсоюзов и работодателей. Она запланирована на апрель 2014 года. В частности, речь идет о страховании зарплаты моряков. Сегодня довольно часто судовладелец, который не может обеспечить нормальную работу судна, оставляет экипаж без средств к существованию в порту чужой страны на полгода и больше. Эта проблема существовала всегда, но особенно она обострилась во время экономического кризиса.

Вопрос с репатриацией в подобных случаях как-то решается: на помощь могут прийти профсоюзы, родственники или государство. Однако вопрос с выплатой зарплаты может не решиться никогда. Даже если брошенное судно будет продано с молотка, вырученных денег может не хватить на покрытие всех долгов.

Для того чтобы застраховать эти риски, представители государств, профсоюзов и работодателей должны прийти к консенсусу и внести изменения в документ. Кстати, в соответствии с положениями конвенции все государства-члены МОТ, ратифицировавшие MLC-2006, автоматически становятся членами трехстороннего комитета с правом голоса. Страны, не подписавшие документ, могут участвовать во встрече в качестве наблюдателей без права голоса.

Позиция морских профсоюзов, в том числе Российского профсоюза моряков, по этому вопросу однозначна: труд моряка должен быть оплачен! Перед выходом в рейс он должен знать, что гарантированно получит заработанные деньги, несмотря на возможный форс-мажор и другие обстоятельства. Такую уверенность дают коллективный договор и обязательное страхование зарплаты.