Страховки заставили работать на моряков

Страховки на репатриацию моряков, оформленные в соответствии с новыми требованиями Сводной конвенции о труде в морском судоходстве (MLC), впервые «сработали штатно»: так, как и задумывались. Прецедент был создан на Черном море.

Судно Geo Star (флаг Того, ИМО 7833107) прибыло в порт Констанца, Румыния, 29 января этого года с грузом зерна. Во время инспекции сотрудники государственного портового контроля (PSC) обнаружили на борту долг по зарплате перед экипажем, который превышал 140 000 долларов США, плюс еще больше 20 нарушений. Судно, конечно, задержали и  предложили судовладельцу недостатки устранить. После чего он просто перестал выходить на связь, в том числе и с экипажем: что называется, умыл руки.

– Международная федерация транспортников (ITF) вместе с Румынским профсоюзом моряков приняли необходимые меры для поддержания минимальных условий жизни на борту и помогли морякам подать иск в суд для возмещения долга по зарплате. Одновременно мы связались с компанией «Росгосстрах», оформлявшей страхование финансовой ответственности судовладельца, – говорит инспектор ITF в Румынии Адриан Михалчоу.

В экипаже было восемь украинцев и один россиянин. К делу подключился Российский профсоюз моряков (РПСМ). Правовые эксперты профсоюза уведомили «Росгосстрах» о необходимости принять меры для скорейшего выполнения обязательств по страховому случаю.

– Процесс шел непросто. Все-таки это был прецедентный случай. Страховая компания, неверно трактуя положения MLC, требовала предоставить результаты официального расследования со стороны портовых властей. Когда мы доказали неправомерность этих требований, «Росгосстрах» стал ссылаться на то, что от экипажа не поступало конкретных просьб о репатриации, а были лишь призывы помочь хоть чем-то. В итоге мы все же добились выполнения страховой компанией ее обязательств, – говорит правовой эксперт РПСМ Мадина Агрба.

5 октября экипаж был репатриирован. Морякам частично выплачен долг по зарплате: 60 000 долларов США. Оставшаяся сумма будет погашена после продажи судна.

– Члены экипажа больше года не видели свои семьи, жили на брошенном судне в ужасающих условиях и без снабжения. Многие не могли поверить, что когда-нибудь действительно попадут домой, – отмечают в ITF. - Этот случай наглядно показал, что MLC – это мощный инструмент в деле защиты прав моряков. Теперь и в той части конвенции, которая касается страховых выплат на репатриацию моряков в случае банкротства судовладельца.