Такие разные вместе

500 делегатов из 230 профсоюзов и 41 страны Европейского континента вновь пытаются выработать единую программу действий. Что общего у моряков, докеров, железнодорожников и летчиков из разных геополитических регионов и чем они могут помочь друг другу – об этом говорили в Барселоне на V Конгрессе Европейской Федерации транспортников, где интересы российского плавсостава представила делегация РПСМ.

 

Исчезающие

Что может объединять, например, каталонских таксистов и французских или британских моряков? Как никогда остро стоит сегодня для европейцев проблема социального демпинга на транспорте, будь то морская отрасль или автодорожный сегмент. Национальные законы во многих странах позволяют вытеснять с рынка рабочей силы более «дорогих» европейцев и менять их на азиатов. Они просят меньше и готовы работать дольше – выбор работодателей в их пользу при отсутствии законодательных ограничений очевиден. При этом не резиденты не платят налоги и способствуют росту безработицы среди местного населения. К слову, общий показатель безработицы среди молодежи Европы составляет сегодня более 20%, а в некоторых странах он доходит до 50%. Молодежь была бы рада прийти на флот, но идти банально некуда. «Филиппинцы, индонезийцы работают за копейки, - сетует представитель Франции Валери Латрон. – Они составляют нам нечестную конкуренцию. Мы настаиваем, чтобы правительства обязали судовладельцев сохранять рабочие места, иначе наша профессия просто исчезнет».  

- В последние пять лет в странах ЕС мы потенциально потеряли 200 тысяч молодых моряков, готовых к работе на судах торгового флота, - продолжает тему глава британского профсоюза Марк Диккенсон. –  Так быть не должно, мы обязаны дать перспективы новому поколению, обеспечить их будущее рабочими местами с достойной зарплатой и безопасными условиями труда.

Схожая ситуация у водителей такси. Они продолжают проводить демонстрации и забастовки по всей Европе, вновь и вновь обращаются в суды с требованием запретить использование приложения Uber - американского изобретения, позволяющего водителям работать только на свой карман и уходить от налогов. В результате широкого распространения Uber в городах на четверть сократилось использование официальных такси, зато выросло число автомобилей. «Как это способствует борьбе с климатическими изменениями?» - задается резонным вопросом генеральный секретарь ЕФТ Эдуардо Чагас.    

 

Чистая альтернатива

Несмотря на возрастающее желание многих европейцев жить в пригородах, степень урбанизации в Европе все еще чрезвычайно высока. Так, в Каталонии 80% населения проживают на 3% территории. Все эти люди пользуются транспортом, и задача городских властей - обеспечить жителей доступными и экологически безопасными средствами передвижения. В одной только Барселоне более 500 автомобилей приходится на 1 квадратный километр, а из общего количества транспортных единиц порядка 60% - частные автомобили.

По мнению вице-президента ЕФТ Катерины Йордановой, сегодня просто жизненно необходимо сокращать количество автомобилей на дорогах. «Мы все должны уделять вопросам климатических изменений большое внимание, - говорит она. – Если человек смог повлиять на климат в негативную сторону, то сможет повлиять и в позитивную».

В качестве реальной чистой альтернативы эксперты предлагают рассматривать доступные для горожан электромобили и считают необходимым  стимулировать их производство на государственном уровне.  

 

Женщины –лучшие переговорщики

Единственная женщина в президиуме Конгресса, болгарка Йорданова не могла обойти вниманием и вопрос гендерного равенства на транспорте. «Нам нужны инвестиции, чтобы привлекать женщин в транспортную отрасль, - обратилась она к гостю Конгресса, транспортному еврокомиссару Виолете Балш. – Необходимо ввести единый уровень оплаты труда и сделать условия работы приемлемыми как для мужчин, так и для женщин. Женщины – лучшие переговорщики, за ними будущее и профсоюзного движения в Европе, и транспортной отрасли в целом».

Госпожа Балш в ответном слове отметила, что в Европе женщины более свободны, они чувствуют себя увереннее, чем где-либо еще, однако согласилась, что в этом вопросе необходимо сильнее консолидировать усилия общественных и правительственных организаций, чтобы добиться абсолютного гендерного равенства.

Но не только за счет женщин предполагается укреплять профсоюзное движение в Европе. Как заметил один из руководителей морской секции ЕФТ Томас Абрахамсон, сегодня 40% членских организаций Федерации объединяют транспортников из государств, не входящих в Евросоюз, а потому стоит активнее работать с восточноевропейскими профсоюзами, учитывая их культурные, национальные особенности и специфику.

 

Не пустой звук

Главными опорами ЕФТ на протяжении вот уже 20 лет остается сплоченность и солидарность ее членских организаций по всему континенту. Как это работает на практике, продемонстрировал на V Конгрессе глава греческого профсоюзного объединения моряков Агис Целентис. Взяв слово, он призвал делегатов поддержать греческих моряков и подписать совместное обращение к правительству его страны, чтобы те прекратили ущемление прав плавсостава. «От действий властей, балансирующих на грани дефолта, прежде всего страдает рабочий класс, - рассказал греческий активист. - Морякам хотят сократить пенсии, компании отказываются идти на коллективные переговоры. Мы регулярно проводим забастовки, однако пока это мало что поменяло в планах правительства. Поэтому сегодня мы просим глобальной солидарности у всех членских организаций ЕФТ и призываем поддержать наше обращение к органам власти».

Греция – давняя головная боль европейских чиновников. На недавней встрече министры снова обсуждали возможное банкротство страны, которая много лет безуспешно борется с кризисом. «Все инвестиции идут в Германию, а не в Грецию, Испанию или Португалию, - констатирует господин Целентис. – Необходимо самим стимулировать рост нашей экономики и приток инвестиций. На одно сокращенное рабочее место должно создаваться 11 новых, тогда это будет означать успех».

На самом деле безработица становится гигантской проблемой уже для всей Европы. Те предприятия, которые не сокращают штат, урезают выплаты работникам. В этих условиях, естественно, профсоюзы теряют членов и становятся слабее, в том числе и политически. Депутаты, которые и раньше не особо охотно прислушивались к мнению рабочих, теперь и вовсе не считаются с реальными ситуациями в отрасли.    

 

Пустой почтовый ящик

В непростых экономических условиях растет и число компаний-однодневок, так называемых «почтовых ящиков». Профсоюзы добиваются того, чтобы за процессами регистрации осуществлялся строгий контроль и компания получала лицензию только после того, как докажет свое реальное нахождение по заявленному адресу. Пока же многие указывают данные лишь формально, что создает трудности при разрешении конфликтных ситуаций на рабочем месте.

Немало таких случаев происходит в судоходной отрасли, где реального работодателя, порой, найти очень и очень непросто. Фирма, зарегистрированная на территории РФ, выступает плательщиком лишь небольшой рублевой части зарплаты, основная же сумма выплачивается по договору другой компанией, базирующейся где-нибудь в островном государстве за океаном. В итоге в лучшем случае моряк через суд может получить эту свою рублевую часть, которая нередко едва превышает МРОТ, а вот валютные выплаты российскому моряку судьи предлагают требовать по месту нахождения компании.

 

Европейские мегатренды

Не могли делегаты обойти стороной и проблему беженцев, а также рост ксенофобии, расизма и национализма в Европе, порожденных притоком мигрантов. Одна часть европейского общества по-прежнему толерантна и борется с любыми формами дискриминации, другая же – выходит на демонстрации против политики «открытых дверей». Так, приветствуемый большей половиной граждан выход Великобритании из ЕС многие по-прежнему считают негативным событием.

А ведь в мире сейчас как раз идет тренд на глобальную интеграцию, и это естественным образом затронет транспортную отрасль. «Формируются новые торговые кластеры, прежде всего, вокруг стан БРИКС, - говорит Марк Дикенсон. – Из-за этого меняется логистика во всем мире. Таков ведущий тренд на транспорте, и мы должны быть к этому готовы».

Другой мегатренд – повальная автоматизация. Эта тенденция активно обсуждается во всех секторах на транспорте, в ее жизнеспособность пока верят немногие. Однако, по словам испанских делегатов от профсоюзов железнодорожников, примеры полной автоматизации в их сегменте уже есть, и они весьма эффективны. В то же время председатель Российского профсоюза железнодорожников Николай Никифоров заметил, что из-за тренда на автоматизацию на железной дороге поменяется структура кадрового резерва, потому что придется массово переучивать старых опытных работников, которые не всегда к этому готовы.

Способствовать распространению автоматизации на транспорте должна, по мнению делегатов, и сама демографическая структура европейского общества. Население стареет, молодежь стремится не добиваться карьерного успеха трудолюбием и усердием, а получить все сразу и без особых усилий. Выросли требования к уровню желаемой зарплаты соискателей работы в возрасте до 35 лет. Особенно страдает от этого автодорожный сегмент, где заработки невысоки и варьируются в пределах 1500-2500 евро, а потому средний возраст работников приблизился к отметке в 65 лет.  

 

В ногу со временем    

Так как же будет выглядеть отрасль в недалеком будущем? Все торговые потоки переориентируются в страны БРИКС, а суда будут управляться 70-летним оператором с берега?

- Все это не вызовы времени, а возможности! – уверен генеральный секретарь Международной Федерации транспортников Стив Коттон. – У МФТ и ЕФТ очень схожие повестки – борьба с безработицей, загрязнением окружающей среды, гендерной дискриминацией. Наша задача – обмениваться передовым и успешным опытом в этой борьбе. Правительства во всем мире заинтересованы лишь в деньгах и в укреплении своей власти, бизнесмены думают только о собственных доходах. Да, условия непростые, поэтому профсоюзам тем более необходимо быть едиными и солидарными. Нужно активнее вовлекать в работу молодежь и женщин, усиливать профсоюзное движение по всему миру и создавать справедливые рабочие места, тем самым способствуя положительному круговороту в экономике.

Господин Коттон напомнил делегатам, что еще сто лет назад нормой считался 15-часовой рабочий день. Благодаря развитию механизма коллективных переговоров, прежде всего, в странах Северной Европы – колыбели профсоюзного движения – рабочим удалось внедрить новую норму и серьезно изменить условия своего труда в лучшую сторону. «Конечно, даже в наши дни в странах Африки, в Китае, Индии люди по-прежнему трудятся в условиях, близких к рабским, - констатировал генсек МФТ. -  Но не нужно думать, что это невозможно изменить. Если мы будем сильными, солидарными и сплоченными, мы сможем добиться новых побед».

Председатель ЮТО РПСМ Н. Попов в составе российской делегации на V Конгрессе ЕФТ
На Конгресс прибыли более 500 делегатов, представляющие 3.5 миллиона транспортни
Делегаты не упустили шанса проявить глобальную солидарность
 Генеральный секретарь МФТ С. Коттон: «Это не вызовы, а возможности!»
На V Конгрессе ЕФТ особое внимание было уделено вопросу вовлечения молодежи в пр
 «Солидарность, справедливость, сплоченность» - под таким лозунгом прошел в Барс