Тимофей Гуженко: 100 лет и вечная память

15 февраля исполнилось 100 лет со дня рождения Тимофея Борисовича Гуженко, легендарного министра морского флота СССР, Героя Социалистического труда, одного из основателей крупнейшей в России судоходной компании «Совкомфлот».

В день столетия по всей морской России прошли памятные мероприятия, посвященные этой знаменательной дате. С борта танкера «Тимофей Гуженко» в Мурманске был организован телемост с морскими вузами страны, в рамках которого капитан судна Александр Андреев рассказал о замечательном человеке и уникальном «пароходе», с гордостью носящем его имя. В Мурманске в этот день люди несли цветы к Мемориалу портовикам,  цветы и венки возложены к зданию Сахалинского высшего морского училища имени Т.Б. Гуженко - филиалу МГУ имени адмирала Г.И. Невельского, зданиям портовых администраций в сахалинских портах Холмск и Корсаков, администрации Сахалинского морского пароходства. Моряки «Совкомфлота» приняли активное участие в торжественных мероприятиях, посвященных 100-летию со дня рождения Т.Б. Гуженко. От имени руководства компании цветы на могилу легендарного главы Минморфлота возложили советник генерального директора ПАО «Совкомфлот» Александр Ольшевский и заместитель начальника отдела безопасности мореплавания, капитан дальнего плавания Александр Потемка.

На посвященных Т.Б. Гуженко экспозициях в музее ГУМРФ им. Макарова, Музее морского флота в Москве побывали будущие моряки и портовики, студенты и курсанты вузов Росморречфлота. А в полдень местного времени на судах в морских портах, связанных с трудовой биографией Тимофея Борисовича Гуженко, следуя давней морской традиции, был дан в память о нем протяжный судовой гудок.

Т.Б. Гуженко родился 15 февраля 1918 г.  в деревне Татариново Орловской губернии в семье кузнеца. Окончил в 1942 г. Одесский институт инженеров морского флота, а позже – Ленинградскую Военно-морскую академию кораблестроения и вооружения им. А. Н. Крылова. В годы войны работал в Мурманском морском торговом порту, обеспечивая прием легендарных полярных конвоев с военными и гражданскими грузами, необходимыми фронту. Сегодня мало кто помнит, что по количеству сброшенных врагом авиабомб фронтовой Мурманск уступил лишь Сталинграду, и главной целью этих ударов был Мурманский торговый порт. Это был основной терминал, принимавший поток грузов Северных конвоев, здесь трудился молодой специалист Тимофей Гуженко, возглавлявший работы по оперативному восстановлению поврежденных портовых механизмов. 

В послевоенные годы Тимофей Борисович – начальник Холмского, а затем  Корсаковского морских торговых портов. В 1955 г. в возрасте 37 лет Т.Б. Гуженко возглавил Сахалинское морское пароходство, став самым молодым  начальником пароходства в Советском Союзе. С 1966 г. он первый заместитель министра морского флота СССР, а с 1970 г. – министр морского флота. Удивительная работоспособность, целеустремленность, сильная воля, решимость и стратегическое мышление, глубокое знание предмета позволили ему стать высочайшим профессионалом в морском деле и успешным государственным руководителем важнейшей отрасли народного хозяйства страны. Тимофей Борисович трудился в этой должности до октября 1986 г. и стал поистине легендой.

С именем Т.Б. Гуженко связано становление советского морского флота как конкурентоспособной, высокотехнологичной и прибыльной отрасли, вобравшей лучшую техническую мысль и новейшие достижения науки. Когда Тимофей Борисович стал министром, морской флот СССР являлся дотационной отраслью. В восьмидесятых годах Министерство морского флота СССР занимало уже пятое место в мире по дедвейту флота и по объёму валютных поступлений среди 80 отраслевых министерств нашей страны. Бесспорным успехом того времени, достигнутым при непосредственном участии Т.Б. Гуженко, явилось заключение ряда двусторонних межправительственных соглашений в области морского судоходства, позволивших советскому торговому флоту на равных конкурировать с крупнейшими игроками на рынке морских перевозок грузов.

При непосредственном участии Т.Б. Гуженко в 1973 году Совет Министров СССР разрешил Минморфлоту СССР проведение бербоут-чартерных операций и сформировал источники их финансирования. Этот шаг стал основой для создания в 1988 году Акционерного коммерческого предприятия «Совкомфлот».

Т.Б. Гуженко внес огромный вклад в развитие арктического судоходства. 17 августа 1977 г. экспедиция на атомном ледоколе «Арктика» под его руководством впервые в истории человечества достигла Северного полюса на надводном судне. После успешного рейса «Арктики» началась системная работа по расширению временных рамок арктической навигации, а в районах максимальных грузопотоков (порты Дудинка, Игарка, Анадырь) навигация стала круглогодичной. За эту экспедицию Тимофей Борисович был удостоен высокого звания Героя Социалистического труда.

Т.Б. Гуженко был удостоен многих почетных званий: кавалер ордена «За морские заслуги», четырех орденов Ленина, орденов Октябрьской Революции, Трудового Красного Знамени, Красной Звезды, «Знак Почета» и медалей «За трудовую доблесть».

Сегодня имя Тимофея Гуженко носит арктический челночный танкер «Совкомфлота», приписанный к порту Санкт-Петербург. Он предназначен для морской транспортировки нефти с находящегося в арктическом регионе стационарного ледостойкого отгрузочного причала «Варандей» в порт Мурманск. Этот танкер тоже легенда. Здесь применены уникальные технические решения, позволяющие судну эффективно работать в суровых арктических морях в условиях круглогодичной навигации. Фильм о танкере «Тимофей Гуженко» был снят для проекта «Чудеса инженерии» телеканала National Geographic. В основе сюжета лежат революционные технологии, которые позволили танкерам, обслуживающим Варандей, стать самыми крупными и сложными из тех, что сегодня работают в Арктике.

 Арктический челночный танкер «Тимофей Гуженко» работает под государственным флагом Российской Федерации и эксплуатируется отечественным экипажем.

 

Министр морского флота СССР Т.Б. Гуженко
Т.Б. Гуженко и генеральный директор ПАО «Совкомфлот» С.О. Франк в московском офи
На Северном полюсе, август 1977 года: второй слева — министр Морского флота СССР
Арктический челночный танкер «Тимофей Гуженко»
Вручение министром Т.Б. Гуженко переходящего Красного Знамени НМП1975 год