Толковый курсант ищет наставника

Прохождение плавательской практики – один из самых важных и вместе с тем непростых периодов в жизни курсанта морского ВУЗа. Попасть в крупную компанию, показать себя с лучшей стороны, а, получив диплом, гарантированно получить и высокооплачиваемую работу мечтает каждый. Высокая конкуренция за места на современных танкерах, химовозах и газовозах существует даже среди отличников. Для тех же, кто учится чуть хуже или имеет академические задолженности, поиск компании для прохождения практики становится настоящей головной болью и не всегда заканчивается успешно.

В июне 2017 года МВД по Краснодарскому краю начало расследование по факту мошенничества в отношении дамы, которая обещала устроить двоих новороссийских курсантов на практику на суда загранплавания. За посреднические услуги она запросила около 300 тысяч рублей. Естественно, получив требуемую сумму, женщина пропала из поля зрения практикантов. Ребята обратились в полицию, сейчас материалы уголовного дела переданы в суд.

Неудачные попытки получить место в солидной компании толкают молодежь на подобные шаги. Парадокс состоит в том, что проблема нехватки молодых офицеров сегодня остро стоит перед каждым судовладельцем. Но в большинстве случаев бизнес предпочитает не выращивать, а получить уже готового специалиста.   

Сначала под парусом

После первого года обучения молодежь получает возможность «попробовать море» под парусом на одном из шести учебных судов Росморпорта. До недавнего времени, пока ряды российского парусного флота не пополнил трехмачтовый фрегат «Херсонес», она была фактически недоступна для южан. С мая 2017 года здесь проходят учебную парусную практику курсанты ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова и его филиалов. Судно практически без перерыва работает между портами Крыма, Сочи и Новороссийска, каждые два месяца на нем происходит смена практикантов.

- Под руководством четырех преподавателей на фрегате постоянно обучаются 107 курсантов нашего головного ВУЗа, его ростовского и севастопольского филиалов, а также практически всех отраслевых учебных заведений европейской территории нашей страны, - рассказывает помощник ректора ГМУ им. адм.  Ф.Ф. Ушакова по конвенционной морской подготовке Анастас Боран-Кешишьян. – Прямо в море ребята проходят курс по навигации и лоции и мореходной астрономии. Смена группы запланирована на начало сентября.

- Цель прохождения парусной практики – получение первичных морских навыков, обретение компетенций рядового состава. Но для лучшего понимания профессии практика на борту крупного действующего судна под руководством помощника капитана или механика просто необходима, - подчеркивает ректор ГМУ Сергей Кондратьев. – Именно это позволяет по-настоящему понять и освоить профессию.

Идеальный кандидат

В помощь практикантам в Государственном морском университете им. адм. Ф.Ф. Ушакова работает Южный центр организации учебных практик. Ежегодно он отправляет 250-300 курсантов морских специальностей на флот. У университета более 20 договоров с судоходными и крюинговыми компаниями, где ждут толковых кадетов. Лидеров знают все: это Совкомфлот, BGI и Columbia Shipmanagement. «В последние годы требования судоходных компаний к уровню знаний практиканта ужесточаются, средний балл не должен быть ниже 4, - продолжает Анастас Боран-Кешишьян. – Для курсантов это, конечно, стимул учиться лучше.  Однако не все решают оценки. Основной отбор происходит после личного собеседования в компании».  

В Новороссийском морском пароходстве потенциального практиканта интервьюирует по специальности капитан-наставник или старший механик-наставник. «Входным билетом» на собеседование является средний балл (выше 4) и характеристики из университета. Но даже среди тех, кому удалось пройти все эти этапы, конкурс все равно около 2,5 человек на место. Ежегодно пароходство берет на практику 80-100 курсантов морских факультетов и 10 студентов береговых специальностей – будущих экономистов и бухгалтеров, 95% из них потом возвращаются на работу в компанию.

Baltic Group International предоставляет практикантам больше 100 мест. «Вместо собеседования мы предлагаем установленное нашими клиентами языковое тестирование: разговорный английский и компьютерный тест, - рассказывает Владимир Феоктистов, директор офиса в Новороссийске. – И, конечно, у курсантов со средним баллом 4 и выше шанс попасть на практику намного больше, чем у тех, кто имеет низкий средний балл». Процент возвращаемости после выпуска из университета здесь также выше 90%.

Компания Columbia Shipmanagement реализует свою кадетскую программу уже более 10 лет, на преддипломную практику здесь берут до 40 человек ежегодно. «По результатам ее прохождения и при условии положительных рекомендаций мы гарантированно их трудоустраиваем, - говорит директор новороссийского офиса Сергей Панюшкин. – Получить такую путевку в жизнь могут те, у кого средний балл выше 4, кто знает свою специальность и прекрасно владеет английским языком. Последнее очень важно. Лучших мы отбираем так: сначала сами проводим собеседование с курсантом, затем представляем его судовладельцу, который лично или через видеосвязь интервьюирует его на английском».

Не оказаться за бортом 

- Но как быть тем, кто не может считаться лучшим или просто не прошел по «конкурсу» в 2-3 человека на одно кадетское место? Может ли профсоюз помочь курсантам в этом непростом вопросе? – спросили мы у Николая Попова, председателя Южной территориальной организации Российского профсоюза моряков.

– Раньше государство полностью обеспечивало подготовку будущих моряков, в том числе и практическую. А теперь курсант должен сам искать место прохождения плавпрактики, и не у всех это получается. Обращаются они и в нашу организацию. Мы предоставляем ребятам информацию, сколько мест для практикантов есть в новороссийских крюинговых компаниях, на каких условиях их готовы взять. Если не удается устроиться в Новороссийске, советуем обращаться в компании Тамани, Темрюка, пытаться попасть на бункеровщики.

- А чем чревата для курсанта не пройденная вовремя плавпрактика?

- Отсутствием рабочего диплома, который позволяет сразу после окончания ВУЗа уйти в море в должности младшего офицера. Им придется нарабатывать плавценз матросом на любом судне, куда возьмут. На это уйдет около двух лет. А ведь всем хочется быстрее начать работу на флоте в офицерской должности и получать хорошую зарплату. Одновременно с потерей времени происходит и потеря квалификации молодого специалиста, а самое главное, его мотивации. Это равносильно снижению востребованности и, конечно, негативно сказывается на дальнейшей карьере офицера.

В профсоюзе считают, что так быть не должно. России необходима государственная программа по обеспечению плавпрактикой курсантов профильных учебных заведений. По этому поводу РПСМ уже обратился в Министерство транспорта. И пока решение не будет принято, курсанты будут вынуждены стихийно штурмовать рынок труда моряков. И даже попадать в криминальные хроники.