Только на флот, только в механики

Виктор Шилов,  старший механик СКФ Новошип, никогда даже не думал о том, что делом его жизни может быть что-то другое. Что может быть интереснее моря и тех современных машин, которые сейчас стоят на службе у торгового судоходства?

Этот интерес вполне объясним, он ведь родом из семьи моряка. Отец тоже был механиком на судах новороссийского портофлота. Так что в летние каникулы Виктор уже с утра бежал к морвокзалу, где у причала стоял буксир отца. То гаечный ключ, то масленку подать - вот так еще ребенком он и почувствовал «душу» сложного судового железа. И то, что люди тут работают особенные.

- Самым запоминающимся событием в моем детстве было участие  в закладке капсулы памяти на дне моря, около Суджукского маяка, - вспоминает Виктор Александрович. - Мне тогда было девять лет, а мой отец работал на том самом боте, с которого водолазы спускались с капсулой. В тот день он взял меня с собой в море. И я до сих пор помню свое чувство гордости оттого, что самым важным делом на судне занят мой отец: он обеспечивает исправную работу помп, подающих водолазам воздух.

В общем, в выборе дела своей жизни сомнений не было никогда: только на флот, только в механики.

С реалиями настоящей работы на флоте он столкнулся в 1981 году, когда пришел на танкер «Джузеппе Верди» Новороссийского морского пароходства.

- Сейчас, когда я рассказываю об этом молодым, мне самому смешно и странно, - говорит Виктор Александрович. - Это сегодня в руках у механика либо планшетник, либо ноутбук, куда стекаются все данные с приборов машинного отделения. А  у нас для этих целей был единственный гаджет - грифельная доска. На нее механик и заносил информацию с датчиков, которую вахтенные собрали во время своих обходов. Судно неавтоматизированное, все механизмы запускались вручную, поэтому четыре часа вахты крутишься как белка в колесе. Ну, и в «железе», конечно, довелось поковыряться от души. Куда на флоте без профилактики?

Во второй половине девяностых на танкере «Валерий Чкалов» Виктору Александровичу посчастливилось  работать под началом старшего механика Сергея Супруна. «Тебе давно уже пора становиться старшим механиком, - неустанно твердил он. - А «дед» - это в первую очередь судовой администратор». Так деловая переписка с берегом, классификационными обществами и фрахтователем стала для номерного механика такой же важной частью работы, как и контроль давления в котлах. Однако и это тоже оказалось не самым главным в работе стармеха.  

Уже через пару лет ему выпала возможность попробовать себя в деле: Шилова назначили старшим механиком на танкер «Академик Пустовойт».

- Мне повезло, меня «обкатывал» в должности очень опытный механик-наставник  Иван Харитонович Марченко, - рассказывает Виктор Александрович. – У всех начинающих стармехов одна беда: объяснить им сложнее, чем сделать самим. Работать с коллективом он меня и учил. Ведь на судне самый сложный механизм – это все-таки человек. 

Конечно, как и всякого руководителя, Виктора Александровича расстраивает, когда его вставших на крыло «птенцов» уводят в другие экипажи. А что тут сделаешь – ротация. Однако случается, что уводят и самого стармеха.  

- Так в последнем рейсе я оказался на Tower bridge, - рассказывает Виктор Шилов. - На судах этой серии работать прежде не доводилось, но мне повезло: второй механик Борис Язев и четвертый Александр Телевной оказались незаменимыми помощниками. Серию «Бридж» знают как свои пять пальцев и главное, в опеке не нуждаются. А с третьим механиком Антоном Зливко мы на судно вместе ехали. Для него это был первый рейс в должности, но его подход к делу мне сразу понравился: парень по максимуму  закачал в свой ноутбук специальную литературу и программное обеспечение. И не жалел времени на их освоение. Так что команда у нас сложилась боевая. Помню, переход из Швеции в Мексику. В конце дня спускаюсь в «машину», а там перед ЦПУ хлюпает вода из системы охлаждения главного двигателя. В такой ситуации каждая минута растерянности может обернуться часами вынужденного простоя посреди Атлантики. Но мои не подкачали, тут же снизили нагрузку, стравили воздух и всего  за десть минут мы смогли обнаружить и устранить неполадку. 

Судовым инженерам, которые только пробуют себя в профессии, опытный старший механик советует: думайте о завтрашнем дне.  Жизнь современного моряка настолько динамична, что времени на раскачку просто нет. Очень скоро вы будете третьими, вторыми, старшими механиками. Поэтому расти в должности надо начинать еще до того, как этот рост состоится в действительности. Сегодня мало быть просто на своем месте. Надо еще заглядывать вперед, в должностные инструкции старшего офицера и учиться, учиться, учиться.