Трагедия и героизм в Керченском проливе

В Новороссийске подвели итоги уникальной аварийно-спасательной операции, которая почти два месяца продолжалась в Керченском проливе. Свою героическую работу на отлично выполнили специалисты ФГУБ «АМП Черного моря» и Морспасслужбы.

21 ЯНВАРЯ в нейтральных водах Черного моря, в 15 милях от Керченского полуострова, загорелись танкеры-газовозы со сжиженным газом Саndу и Маеstго (флаг Танзании).

- Во время передачи груза с судна на судно что-то пошло не так, - рассказал первый заместитель руководителя Морспасслужбы Виктор Чернов. - Произошел взрыв, огонь распространился на два судна: газ, как правило, не горит, а взрывается, причем, очень быстро. Экипажи - на одном судне 15 человек, на другом 17 - в чем были прыгали за борт, большинство без спасательных жилетов.

Морской спасательно-координационный центр Новороссийск ФГБУ «АМП Черного моря» объявил поисково-спасательную операцию, рассказывает капитан порта Новороссийск Евгений Тузинкевич. К операции были привлечены суда, находившиеся в районе ЧП. Всего таких оказалось 15 единиц: интенсивность судоходства в этом районе Черного моря достаточно высокая. Эти суда и многофункциональное спасательное судно «Спасатель Демидов», порт приписки - Новороссийск, были направлены к месту операции.

В первую очередь той ночью спасательные суда нашли в январском штормовом море и подняли на борт 12 выживших моряков. В спасательной операции принимало участие три судна Морспасслужбы, 12 привлеченных судов, а также самолеты и вертолеты МЧС РФ и Береговой охраны Пограничной службы ФСБ РФ. Члены экипажей были гражданами Индии и Турции. Из 32 моряков, числившихся в двух экипажах, спасены 12 человек, были найдены и подняты 10 тел погибших, 10 человек считаются пропавшими без вести

Той же ночью 21 января началось и тушение пожара. На самом деле горящий газ тушить сложно. Общемировая практика - в лучшем случае обеспечить контролируемое горение. Пожарные в Керченском проливе обеспечили пролив обоих судов забортной водой, не давая распространяться огню. Специалисты охлаждали судовые конструкции от перегрева, ведь металл от высоких температур быстро деформируется, теряет свою прочность, что грозит разрушением. Важно было предотвратить второй взрыв и затопление обоих судов - а угрозы эти были вполне реальными, была реальная угроза гибели людей и катастрофического загрязнения моря.

К утру 23 января пожар был локализован в районе выхода газа из поврежденных грузовых танков аварийных судов. А 24 января случилось непредвиденное - на Сапdу произошел обрыв понтонных концов, он оторвался от стоящего на якоре Маеstго. Горящий газовоз начал дрейф в сторону берега...

- Тогда было принято единственно верное решение, - рассказывает Виктор Иванович Чернов. - Высадить добровольцев, чтобы они с горящего судна подали швартовый конец, а «Меркурий», еще одно спасательное судно, взял бы газовоз на буксир и удерживал его.

Вызвались двое добровольцев - боцман со «Спасателя Демидова» Александр Тишков и спасатель Александр Завальнюк.

- Эти два человека, два героя, - подчеркивают участники брифинга, - рутинно выполнили не рутинную задачу. В непростых погодных условиях добровольцы высадились на горящее судно, подали концы, и «Меркурий» взял Саndу на буксир.

Но бесконечно удерживать так горящее судно невозможно. Следующее решение было еще более непростым - поставить полыхавший Саndу на якорь, обеспечить ему устойчивость и продолжать тушить пожар.

И вновь потребовались добровольцы. На этот раз ими стали Антон Мурадьянц, начальник АСП, и инженер-спасатель из Темрюка Гамбик Асатурьян.В тяжелейших условиях они высадились на незнакомое судно, быстро сориентировались среди дыма и пламени. Якорь был отдан. Дрейф Саndу прекратился.

31 января была предпринята порошковая атака, которая не увенчалась успехом. Спасатели продолжили проливать суда, и только к 3 марта горение естественным образом прекратилось. Но чтобы подняться на борт и обследовать суда, нужно было еще время, ждали, пока металл остынет.

КАК ПОЯСНИЛИ Виктор Чернов и Евгений Тузинкевич, в мировой морской истории пожары на газовозах - крайне редкое явление. На таких судах обычно высочайший уровень безопасности и многоуровневая степень защиты. А в водах Российской Федерации это вообще первый такой случай. Поэтому опыт тушения этого пожара, полученный в сложнейших погодных условиях, имеет большую ценность. В том числе и методическую - для всех, кто отвечает за безопасность мореплавания в регионе и предотвращает экологическое загрязнение российских территориальных вод.

- Опыт этой крупномасштабной спасательной операции обязательно будет подробно изучен, проанализирован и взят на вооружение специалистами ФГБУ «АМП Черного моря», Морспасслужбы, - подчеркнул капитан порта Евгений Тузинкевич. Он отметил, что готовность службы справиться с пожаром на судне очень важна для морского порта Новороссийск, крупнейшего морского порта России по грузообороту и третьего по этому показателю в Европе. - В прошлом году в порту было рекордное количество судозаходов - порядка 5,5 тысячи. Естественно, в базовом морском порту мы имеем крупнейшее аварийно-спасательное формирование на Черном море. Нам архиважно иметь суда, оборудованные по последнему слову техники, и профессионально подготовленных специалистов. Мы проводим большую работу по поддержанию всего арсенала сил и средств в состоянии полной готовности. С этой целью постоянно проводятся учения - и плановые, и внеплановые.

Особо отличившиеся участники спасательной операции, потребовавшей от них мужества и самого высокого профессионализма, были представлены к поощрению и наградам. Благодарственные письма Юрия Цветкова, заместителя министра транспорта РФ – руководителя Росморречфлота, были вручены матросам Александру Тишкову, Виктору Шеремету, Ивану Дудинову, спасателям Вячеславу Фурманову, Денису Николенко и Евгению Завальнюку, инженеру по ЛРН Гамбику Асатурьяну и начальнику АСП Антону Mурадьянцу.

На ходовом мостике судна «Спасатель Демидов» по итогам операции в Черном море прошел брифинг, на котором первый заместитель руководителя Морской спасательной службы Виктор Чернов рассказал о потенциале Морспасслужбы, превратившейся в самую крупную и хорошо оснащенную профессиональную морскую аварийно-спасательную организацию в Евразии на сегодняшний день. И уникальная аварийно-спасательная операция, которая почти два месяца продолжалась в Керченском проливе, тому подтверждение.

14 марта судовладелец направил в адрес российских служб благодарственное письмо, написал, что больше в помощи не нуждается. Суда были переданы под контроль представителю судовладельца.

 

 

Взрыв в Керченском проливе
Взрыв в Керченском проливе
Награды спасателям