Труд моряка должен быть оплачен!

За 10 лет Международная федерация транспортников (МФТ) помогла вернуть морякам по всему миру 310 миллионов долларов невыплаченной вовремя заработной платы. Львиная доля этой суммы – долги на судах, владельцы которых не имели коллективных договоров МФТ.Представители федерации посещают суда, контролируют наличие и выполнение колдоговоров, смотрят на условия труда и помогают морякам, если возникают проблемы. В портах стран работают 56 инспекторатов МФТ, они насчитывают 147 представителей. В России инспекторы – Петр Осичанский (Владивосток), Ольга Ананьина (Новороссийск), Кирилл Павлов (Санкт-Петербург), Вадим Мамонтов (Калининград) и координатор Сергей Фишов.

Проблемы невыплаты зарплаты морякам - это бич торгового флота. Российский профсоюз моряков уверен: труд моряка должен быть оплачен! Перед выходом в рейс члены экипажа должны знать, что они гарантированно получат заработанные деньги, несмотря на форс-мажоры и другие обстоятельства. Такую уверенность дает только коллективный договор МФТ.

За период с 2008 по 2019 год МФТ помогла огромному количеству моряков разных национальностей, среди них есть и россияне. Достаточно вспомнить одну из последних историй, когда инспекция МФТ в Румынии встала на защиту экипажа танкера HuseynJavid (флаг Мальты) и добилась погашения 106 тысяч долларов – столько компания Palmali задолжала российской команде. Тогда инспектор в Констанце Адриан Михалкоу отметил, что моряки – все члены Российского профсоюза моряков (РПСМ) – проявили солидарность, выступив единым фронтом в защиту своих прав. Это привело к победе: компания погасила долг перед работниками.

Таких историй за десять лет наберется немало. Все они показывают, что работа инспекторатов МФТ по всему миру играет важную роль в защите прав членов экипажей. Но что еще очень важно вынести из этой истории – ни один в поле воин. Только когда экипаж действует как единое целое, можно добиться положительного результата. 

Например, как это произошло с сухогрузом Dana-1(флаг Молдавии, ИМО 7310973, 1973 года постройки). Ранней весной этого года это судно, доставившее груз древесины из России в Италию, было арестовано администрацией порта Салерно. Во время проверки весь экипаж подписал заявление о невыплате заработной платы, объявил забастовку и заблокировал все последующие коммерческие операции.Кроме того, портовые власти выявили на теплоходе ряд серьезных нарушений международных правил безопасности судоходства, в том числе технические неисправности и недостаток продовольствия.

Согласно данным Equasis, оператором судна является петербургская компания FRIM JSC (ЗАО «Фрим»). Классификационное общество – украинский регистр судоходства, застраховано судно в ВСК. В предыдущий раз теплоход задерживали в декабре прошлого года в Болгарии – тогда он провел в порту Бургас 11 дней.Это судно – практически легенда. По словам Ольги Ананьиной, инспектора Международной федерации транспортных рабочих (ITF) в Новороссийске, начиная с 2009 года инспекторат ITF регулярно решает проблемы его экипажей по нескольку раз в год.Так, моряки Dana-1 не раз обращались в Калининградскую инспекцию ITF, в частности, в июле  2011 года, когда три члена экипажа только после жалобы получили  8,6 тысяч долларов, и в ноябре того же года, когда еще трое при аналогичных обстоятельствах получили 6,5 тысяч. В 2013 году еще один моряк остался без денег и обратился к инспекторам: капитана судна списали в средиземноморском порту, не выплатив ему около 6 тысяч долларов. В том же году в рамках Недели действий против удобных флагов в порту Темрюк профсоюзные инспекторы выявили на судне задолженности по заработной плате, а зарплата рядового состава составляла всего $800 месяц. Вообще, выяснилось, что судовладелец считал нормальным выплачивать морякам деньги только в конце рейса: так на протяжении долгих месяцев члены экипажа оставались практически без средств к существованию.При этом на первый взгляд по документам на судне все в полном порядке, но стоило копнуть поглубже, пообщаться с командой, как проблемы начинали сыпаться как из рога изобилия.Двойная бухгалтерия, когда капитан заставлял моряков подписывать липовую ведомость для проверяющих ITF c должными ставками, обычная практика для Dana-1.

– Видимо, за последние десять лет ничего не изменилось в лучшую сторону: условия на теплоходе как были, так и остаются плачевными, – отмечает Ольга Ананьина. – Понадобилась очередная забастовка, которая в этот раз  длилась почти целый месяц, прежде чем команде сухогрузаDana-1 получилапричитающееся, а судовладелец устранил основные несоответствия.

Сейчас Dana-1 продолжает работать. Российский профессиональный союз моряков (РПСМ) рекомендует членам экипажей не трудоустраиваться на Dana-1: мало того, что судно старое, с горой неисправностей и работать на нем небезопасно, так еще и велика вероятность остаться без зарплаты.

Но месяц выбивать свою зарплату – это еще не долго. Вот один моряк в этом году получил долг по заработной плате почти два года спустя. Речь идет о капитане судна Moryak (IMO 8881266, флаг Палау), брошенного судовладельцем в ноябре 2017 года под Керчью с 12 членами экипажа на борту. Только ему иранская компания BexleyGroup за 8 месяцев задолжала 1 миллион рублей, а всему экипажу  в целом - около 88 тысяч долларов.

Судовладелец бросил экипаж (девять россиян, два украинца, один сириец) под Керчью без денег, еды, воды и средств личной гигиены. Положение на судне было настолько плачевным, что буквально за несколько дней до захода в порт (15-16 ноября 2017 года) МЧС эвакуировало с теплохода 64-летнего капитана Алексея Левшу в предынфарктном состоянии. Моряка в состоянии средней тяжести положили в керченскую больницу.

Сегодня можно смело сказать, что это обстоятельство «помогло» капитану вернуть заработанные деньги. Когда в Керчи инспекция государственного портового контроля (PSC) задержала судно, только два моряка предъявили претензии и получили полный расчет, хотя и в рублевом эквиваленте. Остальные «простили» долги перед ними BexleyGroup, клятвенно обещавшей все погасить, и дружно подписали заявление в прокуратуру, что никаких вопросов по зарплате у них нет.

– Капитан в это время находился в больнице,  бумаги в прокуратуре не подписывал, что дало ему возможность обратиться туда после лечения, – рассказывает Ольга Ананьина, инспектор Международной федерации транспортников (МФТ) в порту Новороссийск. – Я пыталась как-то воздействовать на экипаж, тем более на борту работали представители страховщиков: они были готовы также погасить долги, но безуспешно. Экипаж демонстрировал преданность владельцам и на контакты не шёл.

Благодаря вмешательству Керченской транспортной прокуратуры справедливость восторжествовала: по обращению капитана была проведена проверка, Керченским транспортным прокурором в Керченский городской суд предъявлено исковое заявление о взыскании с иностранной компании в пользу россиянина невыплаченной заработной платы, и оно удовлетворено в полном объеме, сообщает пресс-служба Южной транспортной прокуратуры. А вот об остальных членах экипажа это сказать нельзя. Они спасовали перед недобросовестным судовладельцем и остались без гроша в кармане.

Чтобы не попасть в ловушку недобросовестных судовладельцев, РПСМ советует морякам, прежде чем уходить в рейс, подробнее узнать в профсоюзе о работодателе и его прежних «заслугах».Не всегда истории с невыплаченной зарплатой имеют счастливый конец, особенно после списания с судна. И, конечно же, важно состоять в рядах профсоюза. Только это обстоятельство дает юридически обоснованное основание заниматься решением проблем моряков.