Труд моряков требует к себе особого отношения

Профсоюзы добились поддержки своих предложений. Изменения в Трудовой кодекс РФ будут вноситься с учетом особенностей труда моряков.

Федерация профсоюзов работников морского транспорта (ФПРТМ) приняла участие в работе Российской трехсторонней комиссии (РТК). Российский профсоюз моряков (РПСМ) представлял первый заместитель председателя Игорь Ковальчук. В числе прочих вопросов РТК рассмотрела проект закона «О внесении изменений в Трудовой Кодекс РФ» в части совершенствования механизмов предупреждения производственного травматизма и профессиональной заболеваемости. Речь идет об организации системы управления охраной труда; извещении о несчастных случаях на производстве, их расследовании, регистрации и учете; профессиональных заболеваниях. Участие профсоюза в расследовании несчастных случаев, безусловно, повысит его качество.

Комиссия поддержала проект федерального закона и рекомендовала Минтруду РФ проработать вопрос об учете особенностей труда членов экипажей судов на основе требований Конвенции о труде в морском судоходстве (КТМС).

Замечания профсоюзной стороны

Как известно, КТМС обязывает государство обеспечить ведение не только отчетности по несчастным случаям и профессиональным заболеваниям, но и полной статистики о них. Эта информация должна тщательно анализироваться, публиковаться и становиться предметом исследований для определения общих тенденций и изучения опасностей.

В июле 2018 года ФПРМТ, куда входит и Российский профсоюз моряков, предложила РТК дополнить законопроект статьями, регламентирующими порядок расследования и учета профессиональных заболеваний моряков, включить в проект закона нормы, регулирующие особенности извещения о несчастных случаях на судне, расследования, регистрации и учета несчастных случаев.

Россия должна выполнять взятые международные обязательства

– Действующее регулирование не отвечает требованиям КТМС, – поясняет Игорь Ковальчук. – Оно устанавливает порядок извещения только о групповых несчастных случаях, тяжелых несчастных случаях и случаях со смертельным исходом, а также предполагает сбор информации лишь на уровне субъекта РФ. Такая модель не предусматривает обработку и анализ необходимой информации обо всех несчастных случаях на производстве с моряками и выработки профилактических мер на национальном уровне с участием работодателей и профсоюзов.

Кроме того, требование о направлении судовладельцем извещения о перечисленных случаях в уполномоченные органы по месту регистрации судна не учитывает специфику торгового мореплавания. Зачастую места регистрации судна и нахождения работодателя разные. Вместе с тем требование о направлении документа в соответствующее территориальное объединение организаций профсоюзов не позволяет обеспечить участие представителя того профсоюза, который объединяет работников. А между тем участие представителя профсоюза в расследовании повысит объективность и качество процедуры, так как такой специалист обладает знаниями по особенностям организации охраны труда на судне.

– Введение системы извещения требуется, чтобы имплементировать в российское законодательство требования КТМС в части охраны здоровья, обеспечения безопасности и предупреждения несчастных случаев, – объясняет председатель ФПРМТ, председатель РПСМ Юрий Сухоруков. – Поэтому важно, что РТК рекомендовала Министерству труда и социальной защиты учесть позицию профсоюзов и проработать вопрос об учете особенностей труда моряков в законопроекте на основе требований конвенции.

Судовые комитеты под вопросом

Однако есть требования конвенции, которые до сих пор не учтены. Например, это касается создания судовых комитетов по охране труда и здоровья на судах, если на борту находятся не менее пяти членов экипажа. Еще в 2018 году ФПРМТ предлагала сделать их обязательными, однако до сих пор Минтруд не выразил свою позицию по этой теме. В тексте Кодекса конкретного указания на создание таких комитетов на судах тоже нет. Хотя их наличие на судах, где в экипаже не менее пяти человек, является нормативным требованием КТМС. По мнению ФПРМТ, создание комитетов на судах будет полезно для моряков, ведь их цель – обеспечивать осведомленность экипажа о нормах охраны труда, производить оценку рисков на борту и формировать культуру охраны труда в море и в порту.

– Важно, чтобы члены экипажа могли влиять на ситуацию на судне, заботясь о здоровье, безопасности и благополучии как в отношении себя самого, так и своих коллег, – считает Юрий Сухоруков. – Налаженная работа комитетов охраны труда на судах – кирпичик в системе безопасности людей, а значит и судоходства. Однако понимания по этому вопросу профсоюзной стороне пока найти не удалось.

Один день на диспансеризацию

Российская трехсторонняя комиссия также одобрила поправки в Трудовой кодекс, которые предусматривают право работника в возрасте 40 лет и старше получить освобождение от работы на один рабочий день один раз в год для прохождения диспансеризации с сохранением за ним места работы и среднего заработка.

– К сожалению, законопроектом вводится новая норма, согласно которой работодателю предоставляется право потребовать от работника подтверждения использования освобождения от работы справкой медицинской организации,– поясняет Игорь Ковальчук. – Но ведь лечебные учреждения выдают справки о состоянии здоровья, а не о факте их посещения. Такую обязанность работника надо предусмотреть в коллективном договоре или локальном нормативном акте, а не в федеральном законе.

Конечно, повестка заседания РТК, помимо учета особенностей труда моряков, рассматривала широкий круг вопросов. Они касались науки и научно-технической политики; индивидуальных трудовых споров спортсменов; госпрограммы «Содействие занятости населения»; определения потребности в привлечении в РФ иностранных работников. Но голос моряков и их профсоюза был услышан.