Удобно ли моряку под удобным флагом?

С 26 по 30 мая в портах стран черноморского региона пройдет старейшая акция морских профсоюзов – по борьбе против удобных флагов. Кампания одновременно стартует в крупных портовых городах Украины, Румынии, Болгарии, Турции, Грузии и России, в том числе в Новороссийске, Ейске, Тамани, Темрюке и Порт Кавказе.

Всю неделю группы инспекторов будут посещать суда, работающие под флагами иностранных государств, и проверять соблюдение на борту международных трудовых норм. В случае обнаружения нарушений судовладельцам будут направлены требования об их немедленном устранении.

В центре внимания проверяющих также окажется соблюдение требований Сводной конвенции МОТ «О труде в морском судоходстве», которая вступила в силу без малого год назад. Документ не зря называют «Биллем о правах моряков» – он регламентирует все аспекты работы и жизни на борту, от размера кают до медицинского обслуживания моряков.

Кампания по борьбе против удобных флагов проводится на Черном море акция во второй раз. Результатом прошлогодней акции стали более 100 проверенных судов и множество улаженных трудовых споров на судах. Например, на сухогрузе «Danapris 3» благодаря особому вниманию профсоюзов и инспектората ITF удалось в лучшую сторону изменить систему расчетов с экипажем. При проверке на борту обнаружилась задолженность по зарплате морякам в размере 35 тысяч долларов. Инспекторы вмешались вовремя – и судовладельцу пришлось не просто выплатить экипажу все до копейки, но и рассчитаться по прошлогодним долгам с уже списавшимися моряками.

Невыплата заработной платы остается проблемой №1 среди выявляемых в ходе подобных профсоюзных акций. Однако существуют и другие характеристики субстандартного судоходства, которое, как правило, ведется именно под удобными флагами. Так, по данным ITF, на Черном море работают около двух с половиной тысяч судов. Полутора тысячам из них больше 20 лет, среди них 800 – старше 30. Это влечет за собой высокий уровень травматизма среди моряков. Потому регион и стал объектом особого интереса Международной федерации транспортников.

Ольга Ананьина, инспектор ITF в Новороссийске, комментирует: «Черное море находится в зоне пристального внимания морских профсоюзов уже давно, поскольку правонарушений здесь очень много. Это и  системная невыплата заработной платы, и социальный демпинг, и травматизм, и частые посадки судов на мель».

Технический инспектор труда Южной территориальной организации Российского профсоюза моряков Игорь Холявка, принимавший участие в прошлогодней акции на Черном море, уверен: проведение подобных мероприятий способствует направлению торгового судоходства в регионе в цивилизованное русло. «В прошлом году мы проверили 26 судов, на многих из них уровень зарплат моряков был значительно ниже международных ставок ITF, – отметил он. – Со временем и в том числе с помощью кампании против удобных флагов нам удастся добиться того, чтобы все моряки без исключения получали достойную оплату за свой труд».