Удовольствие получаю от навигации

В свое время Артем Виноградов, четвертый помощник капитана танкера «Памир» СКФ Новошип, сдав документы в Государственный морской университет имени адмирала Ф. Ф. Ушакова, мог бы учиться на судового механика на бюджетной основе. И хотя молодой человек с техникой всегда был на «ты», он решил поступить на судоводительский факультет, а там его проходного балла хватило только на коммерческое отделение. Спрашивается, не прогадал ли?

«В машине ведь света белого не видишь. А я люблю море, - отвечает моряк. - Когда начал работать, понял, что с выбором специальности штурмана попал в точку. Да порой один вид с капитанского мостика во время океанского перехода дорогого стоит! Впечатления незабываемы!»

Артем Виноградов вообще обожает путешествовать. Поэтому возможность посмотреть окружающий мир стала не последним доводом в выборе профессии моряка. За те пять лет, что он работает в морях,  молодой офицер успел побывать и в Европе, и в обеих Америках.

- Еще в самом начале своей карьеры имел возможность излазить весь чилийский город Вальпараисо. – вспоминает молодой офицер. - Только представьте: триста солнечных дней в году при комфортных 25 градусах по Цельсию, уютные прибрежные ресторанчики, извилистые мощеные улицы между береговой линией и предместьями в духе колониальной старины на склонах гор. А ведь большинство людей может насладиться этим историческим наследием ЮНЕСКО только на Discovery Channel.

Морская экзотика для Артема началась еще во время учебной практики, когда он служил матросом на научно-исследовательском судне «Южморгеология». Тогда он побывал даже в Антарктиде. А ведь не всякий морской волк со стажем может похвастаться, что оставил свой след и в этой части света.

 - Там я и насмотрелся на пингвинов, тюленей-крабоедов и айсберги размером с городскую многоэтажку, - вспоминает четвертый помощник капитана танкера «Памир». - Но одним из самых запоминающихся событий стало посещение Южных Шетландских островов. Был конец летнего сезона. Мы должны были забрать американских
полярников с научной станции, законсервированной на зиму. Как они обрадовались, когда нас увидели! Еще бы: как оказалось, аккурат за день до нашего появления у них закончился провиант. Из съестного остались только виски и шоколад. Интересно, задержись мы на пару дней – были бы они вообще в состоянии нас встретить?

Однако какой бы интересной ни была работа на судне геологоразведки, был в ней один существенный недостаток: зарплата по ставкам Международной организации труда. Ну а это своего рода «прожиточный минимум» в мировом судоходстве. Поэтому какие бы радужные карьерные перспективы не предлагали Артему на «Южморгеологии», – в следующий контракт брали чуть ли не вторым помощникам капитана - он решил отказаться.

В дальнейшем в рейсы Артем ходил через компанию BGI: добротные суда, вполне приличные хозяева-греки, русский экипаж, достойная зарплата по ставкам Международной федерации транспортников. Но в солидных судоходных компаниях понимают, что на современном торговом флоте этого не достаточно, что бы удержать молодого специалиста. Начинающие офицеры стремятся туда, где есть стабильность и четко обозначен карьерный рост.  А этого Артем Виноградов в BGI не увидел: при наличии рекомендаций от капитанов его от контракта к контракту кормили лишь обещаниями повышения.

Зато оказалось, что лозунг «Молодым везде у нас дорога» – не пустые слова для компании СКФ Новошип. Здесь ценят перспективных молодых людей. Артема взяли четвертым помощником капитана на танкер «Памир».

- Должность «бумажного» мне пришлась по душе: ведь в первые часы веттинг-инспекций, когда основное внимание уделяется судовой документации, чувствуешь себя настоящим шерпом, - рассказывает он. -  Но, как и всякий судоводитель, самое большое удовольствие я получаю от навигации: обсервация, прокладка курса, определение поправки навигационных приборов, ну и конечно же сами маневры. Это вам ни каким-нибудь мелкотоннажным научником управлять.

Как оказалось, Артем Виноградов доверие пароходства оправдал: сходив дважды четвертым помощником капитана, он получил необходимые «промоушены» и уже готовится к аккредитации на третьего помощника капитана.

- Компетентность – вот важнейшее качество для моряка, - рассказывает Артем Виноградов. -  Но к ней никогда не помешает добавить немножечко здоровой самокритики и малую долю сомнения в себе любимом. Ведь океан - стихия практически непредсказуемая. Поэтому, казалось бы, много раз опробованные алгоритмы в той или иной ситуации могут и не сработать. А вот критическое отношение к себе заставляет перепроверять полученные результаты, искать новые решения, а самое главное - постоянно заниматься самообразованием.

Именно поэтому в рейсе в свободное от вахты время вместе с последним сезоном сериала «Декстера» и парой раундов в популярный многопользовательский шутер Call of Duty Артема ждет собрание сочинений, состоящее из SOLAS и целого ряда других международных конвенций, руководств и мануалов. Пристальное изучение этих документов – отличный задел на будущее. Ведь не секрет, что знаний, полученных за партой, не хватает. Так что нет ничего зазорного, чтобы повторно сесть за «учебники». Всему этому  Артем выучился у своих капитанов, с которыми ему пришлось работать на танкере «Памир»: Андрея Леонидовича Кривошей и Павла Леонидовича Тарасова. Они на собственном примере показали, как организовать на судне работу, досуг и, что самое главное, как строить отношения с коллективом. Ведь порой для начинающего специалиста это самый важный навык.

- Команда на судне – это самое важное, – рассказывает молодой офицер. – И мне с ней повезло. Я на собственном опыте убедился в том, что уважение к коллегам – залог слаженной и четкой работы.