Уйти на берег? Не вариант

Далеко не каждый вчерашний курсант морского ВУЗа готов связать свою жизнь с морем. Евгений Першень, старпом VLCC Plata Sunrise Columbia Shipmanagement, знает много таких примеров. Для него же все ровно наоборот: «не вариант» – это уйти на береговую должность.  И дело не только в деньгах. Работа в морях, конечно, испытывает каждого, но при этом она дает человеку еще немало самых неожиданных шансов.

Евгений - представитель флотской династии. Отец – капитан дальнего плавания, брат - второй механик. Одно из самых ярких детских воспоминаний: с мамой и братом он едет на рейдовом катере «Трансфлота» к отцу на судно. 

 - Море начинает штормить, а мы с чемоданами взбираемся по трапу на борт, - вспоминает Евгений. - Следующие несколько дней на судне, возможно, единственные за целый год, когда мы сможем побыть с отцом. Рейсы-то в восьмидесятые были месяцев по десять. Зато в эти дни у меня была возможность получить персональную экскурсию по судну и увидеть весь процесс погрузки - разгрузки. Для меня шестилетнего это было равносильно посещению космического корабля.

Евгений стал старпомом, когда ему еще не исполнилось и тридцати. Далеко не у каждого карьера на флоте складывается столь успешно. Ну, так и любовь к навигации тоже случается не у всех. А ему всегда хотелось в каждой новой должности максимально быстро во всех нюансах и тонкостях разобраться. Если на карте курс прокладывать – так быстро и безошибочно. Еще лучше, если карта эта электронная. 

 - Мои курсантские годы в Новороссийской морской академии совпали с маленькой технической революцией на флоте, - говорит старпом. - Появлялись новые системы связи, вводились электронные карты, новейшее программное обеспечение. К нам приезжали разработчики из «Транзас» - крупнейшего российского производителя высокотехнологичных решений для транспорта. И мы, кадеты, тестировали новейшие разработки, которых на тот момент действующий флот еще и не видел. Конечно, в дальнейшем мне все это очень даже пригодилось. А главное, пришло понимание, что за профессиональным софтом в сегодняшнем «космическом» судоходстве будущее. Это хороший инструмент, позволяющий в своем деле стать мастером. 

Впрочем, никакие технологии не могут предусмотреть все. В работе моряка полно испытаний, которые ни отменить, ни отложить нельзя. Прямо или косвенно в нее вмешиваются непреодолимая сила стихии, и конечно политика.

- В 2011 я ходил в рейс от BGI, - рассказывает Евгений. - Владельцем нашего судна была компания, принадлежавшая сыну Каддафи. И все было хорошо до тех пор, пока Евросоюз, в продолжение давления на президента Ливии, не заморозил счета его родственников. Компания Каддафи-младшего потеряла возможность расплачиваться с нами, а мы, соответственно, поневоле оставили без денег свои семьи на берегу. Ощущения, понятно, паршивые. Не знаю, как бы все сложилось, если бы не профсоюз и моя жена Татьяна. Наши «замороженные» деньги тогда помогли вернуть заместитель председателя Российского профсоюза моряков Вадим Иванов и инспектор Международной федерации транспортников в Новороссийске Ольга Ананьина. Они не только дали нам четкие инструкции на все дальнейшие действия, но и со своей стороны сделали все возможное. В итоге мы спасли от санкций свое честно заработанное.

В те же годы и в том же регионе был у Евгения и другой неприятный случай. Ливийские повстанцы захватили на рейде соседний танкер, который стоял буквально в миле. Экипаж они вскоре отпустили, их интересовал груз - дизельное топливо. Но несколько дней морякам все равно пришлось провести под дулами автоматов в полном неведении о своей дальнейшей судьбе. И конечно, это был повод для размышлений всем, кто в этот раз наблюдал за произошедшим в эфире или воочию: а проскочи налетчики на милю дальше? А начни они палить по нам?

Застраховать себя от подобных историй нельзя. Так было и будет. В море можно надеяться только на себя и свой экипаж. Вот почему понятие «командный дух» на флоте никогда не будет пустым звуком.

- И поддерживать эту традицию морского братства, работать с людьми – святой долг офицеров. Это не менее важно, чем навигация и грузовые операции, - рассказывает Евгений Першень. – Чем можно объединить команду в свободное время? Приходится находить. Однажды  чемпионат по Counter Strike, компьютерной игре, которой все тогда «болели», провели. А в крайнем рейсе у нас гвоздем программы стал стритбол – это тот же баскетбол, но в одно кольцо. Рядовые в нашем экипаже филиппинцы, и у всех две страсти: бокс и баскетбол. С любителями бокса все предельно просто: купили им DVD с боями звезды филиппинского спорта и они его до дыр засмотрели. А для любителей баскетбола устроили турнир. Наши филиппинцы оказались отличными игроками, хоть и роста не богатырского. В конце концов, в стритбол втянулся весь экипаж. Кольцо у нас на судне было. Заказали у агента именные футболки с логотипом компании, названием судна и номерами, купили на деньги культфонда мяч, окружили сеткой площадку для игры на корме – и вперед! Получился целый судовой чемпионат.

Наверное, не все офицеры считают устройство таких турниров своим личным долгом. Просто Евгений умеет увидеть в однообразии морских будней шанс для маленького праздника. А для него лично таким праздником стало фотодело. Фотографии старпом делает судовой взрывобезопасной камерой. По технике безопасности только такой и можно снимать на судне. При этом выглядит она как прибор для стирания памяти из фильма «Люди в черном».

- По виду почти шпионская штучка. Вот с ней я и хожу по пароходу, делаю фотоотчеты для фрахтователя и компании, а попутно запечатлеваю нашу судовую жизнь, - рассказывает он. - В нашей работе с прекрасным сталкиваешься постоянно. Не буду о морских закатах. Представьте себе лучше другое: в сухом доке ты стоишь под днищем трехсоттысячного танкера. Как можно это не снять, хотя бы для того, чтобы сыну потом показать!Вот так постепенно я и увлекся. И эту радость мне тоже подарила моя работа.

 Евгений регулярно участвует в фотоконкурсах на морскую тематику, которые проводят профильные издания. В конкурсе Российского профсоюза моряков «По морям, по волнам. Фотография с биографией», итоги которого подвели в этом году, он занял призовое третье место. Впрочем, эта тема уже для другого газетного материала. О победителях конкурса и их торжественном награждении – в следующих номерах «Морской газеты».  

 Евгений Першень, старпом VLCC Plata Sunrise Columbia Shipmanagement