У моряков пытались украсть два миллиона долларов

По итогам прошлого 2014 года почти два миллиона долларов заработной платы, незаконно удержанной работодателями, помогла вернуть морякам Ольга Ананьина, инспектор Международной федерации транспортников в Новороссийске. Для сравнения: в общем за этот год МФТ России добилась выплат на сумму четыре миллиона 125 тысяч.

- Причина в том, что черноморский регион по-прежнему является одним из наиболее опасных мест в мире для моряков, - считает Ольга.

Что стало причиной такой опасности? Мягкий климат и «серые» схемы управления имуществом, которые применяют некоторые судовладельцы, позволяют эксплуатировать в регионе старый и даже аварийный флот. Большое количество отчаявшихся безработных моряков (как правило, это работники разорившихся речных пароходств) сформировало здесь рынок очень «послушного» труда, который некоторые мечтают сделать вообще бесплатным. В итоге условия работы здесь часто бывают позорными и небезопасными, а человеческие потери – огромными.

МФТ совместно с профсоюзами региона пытается переломить эту ситуацию. Уже более двух лет она проводит у нас кампанию Black Sea of Shame (Черное море позора), в рамках которой проверяются условия труда и быта моряков. По итогам был сформирован и опубликован список работодателей и судов, на которых права моряков – пустой звук. Теперь профсоюзные проверки там проводятся при каждом заходе в порт. 

  В число злостных неплательщиков заработной платы вошли Kent Shipping (она же Saluta Shipping Ltd и SailTrade), MD Shipping и «Росшипком» («Донречфлот»). Более миллиона долларов заработной платы, возвращенной морякам в прошлом году, пришлось именно на эти компании. Для них нормально иметь на борту задолженность в размере 50-60 тысяч долларов. Это не потому, что там высокие зарплаты. Заработки там мизерные, зато задерживаются по много месяцев. Реже и с гораздо меньшими суммами, но все-таки регулярно в поле зрения инспектора МФТ в Новороссийске попадали и такие компании как «Трансюг» и  Shipmar Co.

- Львиная доля обманутых моряков - жители Украины и России, - рассказывает Ольга Ананьина. - Экономическая ситуация в обеих странах такая, что в моря сейчас рвутся все, у кого нет работы на берегу. И, конечно, попадают в лапы компаний, чьи суда вошли в чёрный список МФТ. Теряют осторожность даже те, кто уже обжигался. В конце этого лета звонит мне матрос с судна Solikamsk (компания Kent Shipping) и чуть ли не с радостью сообщает: «Вы меня помните? В 2013 в Тузле вы мне помогли выбить зарплату у Kent Shipping. Они опять мне не заплатили. Хорошо, я хоть знаю теперь, что МФТ мне поможет».

Или вот еще картина маслом: посреди ночи  инспектора будит звонок с одного из проблемных судов. Моряки, брошенные без денег и снабжения на ржавом корыте Му rose где-то у берегов Абхазии, рассказывают, что пьяный капитан с ножом гоняет их по судну. Бессонная ночь и целая цепь разбирательств с единственной целью хоть как-то оздоровить ситуацию на борту заканчиваются хэппи эндом: морякам выплатили задолженность в размере 28 тысяч долларов и они, живые, здоровые и с деньгами, уехали домой.

У субсатандартных судовладельцев «скелетов в шкафу» хватает. Зачастую офицеру достаточно просто ознакомить инспектора с перепиской с компанией. Таким образом капитаны балкеров Sailprincess и  Saildaisy (Kent Shipping ), работающих под российским флагом, документально раскрыли схему зарплат в конвертах.  Моряк получает контракт, в котором указана сумма оплаты в рублях, а устно каждому объясняют, что дополнительно ему будет выплачиваться валюта в зависимости от занимаемой должности. Схема эта не новая. Ей пользуется множество судовладельцев по всему миру. Естественно, ни в каком суде «устную» часть невыплаченной заработной платы доказать нельзя, и все-таки моряки осознанно идут на этот риск. Экономические трудности в родных странах толкают их во все тяжкие.

К сожалению, уже сейчас можно прогнозировать: 2015 год не принесет морякам с проблемных судов облегчения.

- С лета не меньше восьми судов компании Kent shipping стоят в турецких портах в ремонте, - рассказывает Ольга. - Все это время работодатель морякам не платит. Ситуация на судах гнетущая, в канун новогодних праздников один из моряков даже чуть с жизнью не покончил. И самое главное, выхода из неё пока нет. Судоремонтные заводы ещё в сентябре приостановили работы - Kent Shipping и им задолжал. Претензии по долгам и у судовых агентов. Так что прогноз самый мрачный. Поэтому я и повторяю морякам:нельзя наниматься на работу бездумно. МФТ не всесильна, но кто предупрежден – тот вооружен. Прежде чем радостно паковать чемоданы, возьмите контракт и сходите с ним в профсоюз. Там вам укажут не только на «подводные камни», если они есть, но и просветят насчет репутации судовладельца, на которого вы собираетесь работать.

Свои плоды продолжает приносить и Сводная конвенция «О труде в морском судоходстве» (MLC). Не зря ее называют Биллем о правах моряков. На Черном море основные поставщики рабочей силы на флот, кроме нашей страны, – Украина, Турция и Грузия. В России конвенция действует с 20 августа 2013 года. А вот другие названные страны так ее и не подписали. Заход в Россию для обманутых моряков из этих стран – это еще и шанс найти справедливость.

- В прошлом году в Новороссийске из-за нарушений требований MLC было задержано всего одно судно – балкер «Дон» компании «Росшипком». Долг по заработной плате там перевалил сумму в 70 тысяч долларов! Компания работодателя сразу же после этого нашла деньги и выплатила все до цента. Впрочем, годом ранее таких задержаний в Новороссийске было три, да еще в Темрюке столько же. Было бы неплохо, если бы этим инструментом наш Port State Control пользовался бы так же активно, как делается это, к примеру, в Австралии. Там три замечания на несоответствие требованиям MLC  – и судну запрещают заход во все австралийские порты!

- А что делать морякам, если зарплату задерживают, но слезно просят «Мужики, потерпите! Не сегодня – завтра все выплатим. Главное, в профсоюз нас не сливайте»?

Инспектор МФТ советует не верить, не бояться и не просить:

- Не верьте судовладельцу на слово. Бейте тревогу сразу, как только выплату начинают переносить. Не затягивайте, не кредитуйте работодателя своим бесплатным трудом больше месяца. Возможностей для этого у вас немало: вы можете обратиться в свой национальный профсоюз, в МФТ, в Port State Control в порту захода. Помните, задержка заработной платы – это серьезное нарушение, которое Сводная конвенция «О труде в морском судоходстве» (MLC) приравнивает по тяжести к поломке главного двигателя – в этом случае PSC тоже ставит код задержания 30. Это самая строгая мера воздействия.