Флотилия всех времен и народов

Галеры и атомные подводные лодки, бригантины и буксиры, каравеллы и танкеры — флотилия всех времен и народов пришвартовалась на несколько дней в Мраморном зале Морского госуниверситета имени Федора Ушакова. В рамках празднования его сорокалетия здесь прошло открытое личное первенство Краснодарского края по судомоделизму в классе стендовых моделей «Кубок Цемесской бухты 2015».

Соревнования такого уровня постоянно проводятся в Питере и Москве, дважды были в Крыму. У нас они прошли впервые. 90 человек из России и стран СНГ привезли на суд опытных судомоделистов, которые уже судили  самые авторитетные соревнования в нашей стране, 150 миниатюрных шедевров. Организация такого масштабного мероприятия потребовала определенных затрат. Поэтому у Кубка много спонсоров. Один из них - новороссийский филиал Российского морского регистра судоходства, он оплатил проживание и питание участников-юниоров соревнования.

- Мы специально провели Кубок на осенних каникулах, - рассказывает организатор соревнований, председатель  городского Клуба истории флота Александр Сивенцев. – Хотели, чтобы в первенстве могли поучаствовать дети. Ведь наша основная задача – популяризация стендового судомоделизма среди школьников. Цель была достигнута: юниоров на Кубке было даже больше, чем на чемпионате России.

Победителей и призеров тоже было много — их чествовали в 58 классах и 16 номинациях. Такое внимание к соревнованиям на региональном уровне объясняется просто: они имеют статус квалификационного соревнования Федерации судомодельного спорта РФ. По их результатам могут присваиваться звания кандидатов и мастеров судомодельного спорта. Так вот, десять человек, среди которых один юниор, с Кубка уехали кандидатами.

Судьи оценивали модели по четырем категориям. Это соответствие чертежам (оригиналу), общее впечатление, уровень сложности и качество исполнения. Особо ценится внимание к самым мельчайшим деталям, вплоть до каждой заклепки. А кто знаком с ними лучше, чем моряки? Их среди участников тоже было немало.

Донкерман компании  Interorient Сергей Шикин  выставил на соревнования несколько моделей. Самая заметная - единственная в мире семимачтовая шхуна Tomas W. Losen, перевозившая нефть через Атлантику в начале прошлого века. Именно она выиграла в номинации «Лучшая модель газо-нефтеналивного судна».

- Работа над моделью обычно начинается с поиска фотографий, чертежей и прочих документов по судну, - рассказывает донкерман. -  Так вот с Tomas W. Losen у меня случилась почти детективная история. Информацию о нем мне пришлось собирать буквально по крупицам. Сто лет назад ее владелец пожелал, чтобы судно так  и осталось уникальным и неповторимым. Поэтому после постройки он изъял все чертежи. В течение века их фрагменты несколько раз возникали в научных журналах - но это и все.  Восстановить пробелы мне помогло то, что я сам моряк и не только знаю грузовую систему судна, но и понимаю ее логику.

Впрочем, все они не только инженеры (даже если в дипломе написано совсем другое). Они обязательно еще и художники, ведь их корабли — те же картины, только объемные.

Кстати, отец Сергея,  Валентин Силантьевич Шикин, которого особо чествовали участники первенства, посвятил судомоделизму более 50 лет. Это он восстановил модель отечественного ледокола «Пайлот» по почтовой марке, выпущенной в 1976 году. И он же является автором «Святого Павла», гордо красующегося в Мраморном зале ГМУ не только в дни соревнований. На «Кубоке Цемесской бухты 2015»Валентин Силантьевич получил приз зрительских симпатий за авианесущий крейсер «Новоросссийск».