Футбол и креветки – по расписанию

Олег Скороходов, донкермант/х «Леонид Лоза» (ПАО «Новошип»), давно понял: должность у него особая, поскольку во время грузовых операций требует постоянного его присутствия. И все-такинаблюдений о жизни в заморских странах за годы работы на флоте у него скопилось немало. Даже донкерман нет-нет, да выбирается в увольнение на берег!

- С 2013 года мы стали часто бывать в Венесуэле.  Тогда как раз умер Уго Чавес,  вся катавасия с падением цен на нефть еще только маячила на горизонте, и венесуэльцы пока еще ни о чем не тужили. Запомнилось, что у них у всех старые здоровые американские седаны. Все эти «шеви» и «форды» с шестицилиндровыми моторами, наверное, тонны бензина съедают. Я даже как-то спросил у таксиста,   сколько стоит литр бензина? Так он посмотрел на меня, как на пришельца. Я сначала подумал, что проблема в моем английском. Оказалось, нет. Просто у них бензин не литрами, а баками меряют – настолько он был дешевый.

Конечно, позже Венесуэле аукнулся обвал цен на нефть - сырьевая экономика как никак. Но народ не унывает. Помню, как-то под Новый год гуляю по набережной Пуэрто-ла-Крус. И тут меня привлекло небывалое для этих широт зрелище – возле одного из кафе украшенная елка. Ну, естественно,  не настоящая: из-за климата хвойные здесь не растут, везти с севера дорого, зато искусственная - в самый раз. Ну как в такое кафе не зайти? А внутри народ - обычные работяги - после трудового дня расслабляется. Сидят, как ни в чем не бывало, смотрят по телевизору - отборочные матчи по футболу к одному из  чемпионатов, которые на южноамериканском континенте, кажется, вообще никогда не заканчиваются, и лопают креветки. А они в Венесуэле, как и во всем карибском бассейне,  королевских размеров. И стоят копейки. Так что, кризис кризисом, а  футбол и креветки – по расписанию.

- Пару лет назад наш экипаж меняли Сингапуре,и мы сутки ждали самолета домой. Так появилась возможность посетитьокеанариум «Морская жизнь» на острове Сентоса. Это самый крупный  в мире океанариум - более 800 видов животных.  Больше всего впечатлила зона со скатами, мантами и акулами (это крупнейшая коллекция хищников в мире):в шаге от этих опасных тварей бродишь по туннелям под водой. А в центре океанариума- панорамная панель, которая выходит почти прямо в океан, тожесамая большая в мире. Высотой она где-то с пятиэтажку и шириной метров под сорок. Рядом с ней чувствуешь себя песчинкой на дне морском.

А после океанариума мы пошли на знаменитое сингапурское колесо обозрения Flyer. Это второе по величинеколесо обозрения в мире. 28 кабинок с кондиционерами – каждая рассчитана на 28 человек, полный оборот занимает 28 минут. Заметили, там все по 28? Оказывается, не просто так. 28 - это какое-то магическое число для мастеров фэн-шуя, а к ним в Сингапуре прислушиваются.Flyer – это часть трёхэтажного развлекательного комплексас многочисленными магазинами и ресторанными двориками.С высоты его колеса открывается шикарный вид почти на весь город и даже на соседнююМалайзию.Суда на рейде порта как игрушечные, а автомобили на скоростной трассе под нами – как муравьи. Ис каждым метром над уровнем моря сбоку от колеса все выше вырастает  махина MarinaBaySands – знаменитой гостиницы в виде гигантской гондолы, парящей над городом.Она, наряду с Flyer и океанариумом «Морская жизнь»,стала одной из визитных  карточек Сингапура. Кажется, еще чуть-чуть и до нее рукой можно будет дотянуться. Так за день мы увидели три главных достопримечательности этого удивительного города.

- Однажды стояли мы на разгрузке в порту Далянь. Все думают: в Китае надо обязательно на рынок наведаться,вроде бы тут многое должно быть дешевле. Наведались и мы. А вот не тут-то было: все необоснованно дорого, рюкзак, к примеру, 45 долларов! Ну и качество, как говориться, «оставляет желать». 

Раз уж шоппинг не задался, зашли с ребятами в ближайшее национальное кафе. Блюда здесь собирают как конструктор: на выбор, как правило, предлагаетсястандартный набор ингредиентов: рисовая лапша, соевые продукты, курочка, морепродукты и абсолютно неизвестныенам овощи.А главный секрет - в резком контрасте сладких и кислых вкусов, который дают экзотические национальные специи и соусы.Кто-то из наших рискнул попробовать, а я вот играть в «орла и решку» не стал. Уж слишком непривычно для меня все это пахнет. Но, с другой стороны, раз полтора миллиарда человек все это едят уже не одно поколение, значит, китайская кухня вполне удобоварима?

 - Страны в бассейне Индийского океана всегда меня поражали либо своим криминалом, либо бедностью. А чащевсего,и тем и другим вместе. Помню, как первый раз столкнулся с этим в ЮАР, в  Дурбане. Из окна автомобиля чудесный на первый взгляд город. Но уже в гостинице агент провел  инструктаж: «Из гостиницы не выходить. В крайнем случае,  по городу передвигаться только  в такси». И по его виду мы поняли, что человек пугает нас не ради галочки, ау него есть на то серьезные причины.

Или вот Гоав Индии. Известный курорт, рай на берегу Индийского океана, но выйди за пределы отеля и за его пределами сразу наткнешься на разруху и бедность. А Коломбо в Шри-Ланке? Сейчас его тоже позиционируют как новую туристическую Мекку. Когда я первый раз попал туда в начале свей карьеры, там только отгремела война. Идешь по городу – кругом пулеметные гнезда, обложенные мешками с песком. Естественно, война на пользу населению не пошла. Кругом полно нищих, все спятпрямо на тротуарах. На такой «курорт» я  бы не рискнул поехать.

Та же самая ситуацияс повальной нищетой вБангладеш.Но больше всего меня удивило то, что в этой стране,обшивающей полмира,сложно купить качественную одежду. На внутренний рынок все только из самых некачественных тканей, да еще и недешево.