Хранитель морских обычаев

Нагрудный «Знак почета РПСМ» на днях был вручен Михаилу Кулию, капитану «СКФ Шанхай» ПАО «Новошип». Так Российский профессиональный союз моряков отметил его многолетнюю работу в морском торговом флоте. Этим знаком награждают за преданность профессии и морю тех, кто отличился в работе, кто передает накопленный опыт молодежи и является активным членом профсоюза. Все это как раз про Михаила Васильевича.

Нагрудный «Знак почета РПСМ» учрежден Российским профсоюзом моряков в 2017 году. Его в ограниченном количестве экземпляров изготавливают на Монетном дворе Санкт-Петербурга по заказу РПСМ. Кандидатуры выдвинутых на награду утверждаются сначала в первичных и территориальных профсоюзных организациях, а затем на Совете РПСМ. Отмеченным «Знаком почета» дополнительно выплачивается денежная премия.

Южная территориальная организация РПСМ в этом году предложила Совету РПСМ наградить за многолетнее и плодотворное сотрудничество с профсоюзом Ольгу Бурдюгову, старшего инспектора департамента управления персоналом ПАО «Новошип», и Михаила Кулия, капитана супертанкера «СКФ Шанхай».

Инициатива ЮТО РПСМ была поддержана. Ольга Федотовна получила свою награду еще в июне, а вот капитана Кулия пришлось ждать из рейса. И вот в профкоме ПАО «Новошип» РПСМ Николай Попов, председатель ЮТО РПСМ, в торжественной обстановке вручил Михаилу Васильевичу его заслуженную профсоюзную награду:

- За годы работы на флоте Вам не раз приходилось сталкиваться с трудностями, но вопреки им вы всегда оставались примером для молодых моряков, хранителем морских обычаев, правил и традиций, - сказал Николай Яковлевич. - И одна из них – сотрудничество с профсоюзом. Рассчитываем на его продолжение. Это очень ценно для нас. Нам приятно поздравить Вас сегодня и вручить нагрудный «Знак почета РПСМ» за номером 12.

Капитанами случайно не становятся. А потомственными капитанами тем более. Отец капитана Кулия, Василий Кузьмич, - также капитан Новороссийского морского пароходства, успешно работал на танкерах «Рихард Зорге», «Капитан Е. Егоров». Сын, закончив Новороссийскую государственную морскую академию, также пришел на работу в «Новошип». В 2005 году Михаил Васильевич стал капитаном. В этой должности он работал на танкерах «Тверь», «Маршал Баграмян» и «НС Коммандер».

Один из самых драматичных моментов в своей морской жизни он пережил как раз на последнем. 27 апреля 2009 года «Коммандер» подвергся атаке пиратов в Аденском заливе. Благодаря бдительности вахтенных в неприметном сейнере удалось вовремя распознать пиратскую «матку» и увидеть, как от нее отделяются скоростные катера. Дальше экипаж действовал по четко отработанной на учениях схеме. Мостик во главе со своим капитаном осуществлял грамотное маневрирование, не позволяющее лодкам причалить к борту. Палубная команда под руководством боцмана Василия Виноградова «отстреливалась» от моторок с помощью пожарных пушек, мешая закинуть абордажные лестницы. Остальная команда перетаскивала в румпельное отделение, где была оборудована цитадель, продукты и питьевую воду на случай, если пираты все же смогут попасть на борт. После нескольких неудачных попыток абордажа бандиты осознали тщетность своих усилий и отстали.

Все закончилось удачно, и, тем не менее, рассказывает Михаил Васильевич об этом эпизоде неохотно. Это был серьезный риск и, слава Богу, что работа на «Коммандере» запомнилась Михаилу Васильевичу не только этим.

- На этом судне мы сделали не одну кругосветку, - вспоминает капитан. - В одном рейсе могли сначала сделать переход от Австралии до Лос-Анджелеса, а следом - от Карибов до Африки. Скучать было некогда.

В таком режиме работает далеко не каждое судно «Новошипа». С 2014 года Михаил Васильевич - на мостике «СКФ Шанхай», одного из двух VLCC компании. И тут все уже совсем по-другому. Судно предназначено для перевозки миллионов баррелей нефти с одного конца планеты на другой. 330 метров длины и надстройка с девятиэтажный дом - если поставить его на корму, «Шанхай» будет выше Эйфелевой башни. Вот за такое хозяйство отвечает сейчас капитан Кулий.

- В Малаккском проливе и других местах с оживленным трафиком чувствуешь себя КАМАЗом, пробирающимся по пробкам, - шутит капитан супертанкера «СКФ Шанхай». - Не удивительно, что мы редко заходим в порты. Порой за весь контракт всего три-четыре захода.

Вот и в крайнем рейсе было так же. Сначала выгрузка в китайском Циндао. Так как в это время там шел саммит ШОС, морякам из-за повышенных мер безопасности на берег сойти не разрешили. Но если никто не может сойти, это не значит, что и подняться на борт никто не может. Среди многочисленных визитеров оказался и веттинг-инспектор Chevron. Одобрение крупных нефтяных компаний на танкерном флоте, где репутация прежде всего,– это основная «валюта».

- Честно сказать, мне даже этого инспектора чуть-чуть жалко стало, - рассказывает капитан Кулий. – Он летел из Гонконга через полстраны ради пары пустяковых замечаний, вроде не до конца прокрашенного участка трубы на палубе. Но это лишь подтверждает, что наш экипаж хорошо справляется со своей работой.

После Китая супертанкер направился в Венесуэлу. В Пуэрто-Ла-Круз тоже никто не смог сойти на берег: здесь с каждым годом здесь все голодней и неспокойней.

- Соответствует экономической ситуации и состояние портового оборудования, - рассказывает капитан. - Терминальный трубопровод и насосы изношены так, что погрузка занимает в два раза больше времени, чем это было здесь же два-три года назад.

Конечно, ситуация, когда на протяжении всего рейса нет возможности сойти на берег, вызывает у моряков психологический дискомфорт. Справляться помогает правильная организация повседневного досуга. На такой громадине, как «СКФ Шанхай», есть и спортзал, и бильярд, и даже бассейн. Благодаря спутниковому ТВ на большей части планеты можно смотреть родные телеканалы. Почти у каждого моряка на «Шанхае» в каюте стоит телевизор с 32-дюймовой диагональю. Все это приобретается на средства культфонда.

А еще помогают морские традиции, следование которым капитан Кулий всячески поощряет и приветствует. Одна из них - праздник Нептуна. На «Шанхае» это почти святое.

- Но в этот раз он чуть было не сорвался, - рассказывает Михаил Васильевич. – Экипаж у нас стабильный и опытный, экватор прошли все и не по одному разу: кого в моряки посвящать? А ведь у нас на судне к прохождению Экватора относятся очень серьезно - традиция. Хорошо, было у нас двое практикантов. Они и стали героями дня. Боцман переоделся в Нептуна, матросы в чертей и прочую морскую нечисть – все как полагается. Напоили практикантов «морской» водой (в этой роли выступила обычная газировка), поставили им печать на грудь и грамоту выдали с новыми морскими именами. Ребята тоже в долгу не остались: стенгазету сделали, клип о своем пребывании на судне сняли, и все с юмором. Отличный вышел праздник.

Кто-то скажет «глупости». Но когда неделями не видишь берега, пересекаешь один и второй океан, то «глупости» вроде смешной стенгазеты и морского праздника становятся психотерапией. Они немножко отодвигают в тень однообразные будни, скрашивают жизнь и сплачивают людей на борту. А без взаимовыручки и командной работы в море просто невозможно.