Черному морю объявили позор

Международная федерация транспортников (МФТ - ITF) дала старт новой кампании Black Sea of Shame - Черное море позора. Она направлена против субстандартного судоходства. Морские профсоюзы из шести стран региона призывают власти обратить внимание на ситуацию, сложившуюся в судоходстве. В МФТ совсем не зря ее называют позорной.

По данным Международной федерации транспортников, сегодня в Черном море работает около двух с половиной тысяч судов. Полторы тысячи из них старше 20 лет, восемьсот – старше 30. Их эксплуатация влечет за собой повышение общего уровня аварийности и травматизма. Не опасным можно считать только одно судно из десяти.  Прибавьте к этому скотские условия труда и быта на борту, а также невыплату заработной платы – практику, которая давно укоренилась в субстандартном судоходстве на Черном море. Каждые две недели с начала этого года профсоюзы фиксируют различные инциденты, возникающие на этой опасной почве. 13 февраля на рейде у порта Сочи разломился на части и затонул навалочник «Бешикташ», двое моряков пропали без вести. 15 мая у берегов Херсона сгорел теплоход Auguste Piccard.

В этом ряду катастроф самой трагичной оказалась судьба экипажа (все - граждане Украины) теплохода Vera. Еще в начале января машинная команда уведомила судовладельца, что двигатель нуждается в срочном ремонте в ближайшем же порту. Однако хозяин-турок дал приказ гнать судно из России к берегам Турции.  Балкер типа «река-море» чудом доковылял сквозь шторм к османским берегам, но уже на рейде порта Эрегли у ржавого корыта с 35-летним стажем иссяк запас прочности и Vera камнем пошла ко дну. Из одиннадцати моряков  спастись удалось только троим: второму и третьему помощникам капитана Эдуарду Павленко и Павло Селиванову, а также судовому повару Ларисе Лукач.

Но зачастую бывает так, что первым не выдерживает не железо - люди. Ведь судовладельцы экономят и на экипажах: моряки работают без спецодежды и даже впроголодь, а если удалось выбить зарплату при списании – считай, в рубашке родился. Такова ситуация с соблюдением трудовых прав на 90 процентах судов, работающих в черноморском регионе. Экипаж танкера Enigmagas в декабре прошлого года не стал мириться с подобным обращением и предупредил о готовящейся забастовке. Начались долгие переговоры с судовладельцем,  компанией Venus Star Trading Inc. На тот момент он задолжал морякам за три месяца работы более 160 тысяч долларов. Хозяева посчитали, что дешевле будет нанять банду головорезов.  При заходе в первый же порт на борт Enigmagas поднялась бригада из пятнадцати человек, якобы представителей охранного агентства, которые, пользуясь численным превосходством, просто скрутили моряков и вышвырнули за борт вместе с вещами. Согласитесь, что подобным сообщениям место на страницах криминальной хроники, а не в отраслевых информационных сводках.

Российский профессиональный союз моряков также считает ситуацию на Черном море – недопустимой. Травматизм, низкая оплата труда членов экипажей, задержки по выплатам, коррупция – все это общие «болевые точки» для судоходства, а значит, задачи для всего профсоюзного движения. Причем, твориться  подобный беспредел может абсолютно под любым флагом, не обязательно даже под «удобным». Субстандартных  судов, над которыми гордо реет российский триколор, ничуть не меньше. В Южную территориальную организацию Российского профсоюза моряков не раз обращались обманутые экипажи с таких судов. Например, весной этого года Игорь Холявка, технический инспектор труда, побывал на сухогрузе «Есаул», владелец которого, ЗАО «Навигатор», уже несколько лет в «черном списке» РПСМ. Моряки там не получали зарплату более трех месяцев, люди в тяжелейших условиях моря в прямом смысле слова работали за еду.

- Двое суток профсоюз выбивал тем, кто решился списаться с судна, их честно заработанное, - вспоминает Игорь Холявка, - А потом на борт «Есаула» поднялись их сменщики, которые оказались прекрасно осведомлены о беззаконии, творящемся там. Люди  добровольно идут в тот же капкан, что и их предшественники! Они почему-то считают, что у них все будет ОК.

Международная федерация транспортников предлагает  прервать этот порочный круг при помощи кампании Black Sea of Shame. Профсоюз предполагает привлечь к акции внимание портовых властей, классификационных обществ, а также других представителей морской общественности.

- Когда судовладельцы обращаются со своими экипажами, как с расходным материалом, когда считают, что моряки должны работать бесплатно, без элементарной базовой защиты в виде страховки по смерти и потере трудоспособности, это воистину позор, - отмечает Стивен Коттон, координатор ITF по вопросам судоходства.

Может показаться, что ITF зря «кошмарит» наш регион. Взять хотя бы Дальний Восток – там ситуация на субстандартных судах ничуть не лучше. Почему же позор объявили Черному морю?

- На Дальнем Востоке действительность ничуть не лучше, - рассказывает Ольга Ананьина, инспектор ITF в Новороссийске. - Именно поэтому в азиатско-тихоокеанском регионе уже много лет по четыре раза в год проходят «Недели действий против «удобных» флагов». В ее рамках во всех портах региона профсоюзы одномоментно проводят масштабные проверки. В результате таких акций судовладельцы заключают коллективные договора, защищающие права моряков, и вынужденно устраняют неисправности. Сделать  такую же акцию регулярной и у нас – одна из основных задач Black Sea of Shame.