Что год 30-й нам готовит?

Эксперты предрекают судоходной отрасли полное восстановление после кризиса и говорят о возрастающей роли Китая в системе международных морских перевозок.

Авторитетное классификационное общество Lloyd’s выпустило отчет, в котором дается подробный прогноз о состоянии торгового судоходства к 2030 году. Два года эксперты собирали и анализировали цифры и оценивали текущие процессы в экономике, демографии и состоянии окружающей среды.  По итогам кропотливой работы появился материал на 148 страницах под названием «Global Marine Trends – 2030», в котором описывается три сценария развития мира: «Статус Quo» (государство стремится удовлетворить потребности населения), «Всемирные ресурсы» (общество стремится к экономическому росту и честному распределению ресурсов) и «Конкурирующие нации» (догматический подход, разделение власти, конфликты между странами на почве религии и других ценностей). Попытаемся выделить во всех трех общие тенденции.

Национальное достояние

По прогнозам аналитиков, поставки сырой нефти вырастут на 63%. Основными экспортерами останутся страны Среднего Востока, Латинской и Северной Америки. Разработка перспективных нефтяных месторождений в Африке может быть поставлена под угрозу из-за нестабильности, гражданских конфликтов, а также неразвитой инфраструктуры на континенте. Лидерами-импортерами сырой нефти к 2030 году станут Китай и государства Южной Азии, а вот Европа и Япония могут сделать выбор в пользу альтернативных видов топлива. 

Россия сохранит мировое лидерство по добыче газа. При этом аналитики отмечают, что ядро основных российских  месторождений как газа, так и нефти сместится с Восточной Сибири в Западную, а также в Арктику. Потребление сжиженного природного газа увеличится в Китае и Индии, Японии и европейских государствах, а в поставках «пальма первенства» останется за Австралией, Катаром и Нигерией. Кроме того, к ведущим экспортерам СПГ могут добавиться страны Восточной Африки, в частности Мозамбик.

Рабочие места

Исследователи из Lloyd’s уверены: к обозначенному рубежу увеличится и суммарный тоннаж, и количество судов всех типов. Они предсказывают стремительный рост тоннажа контейнеровозов, балкеров и судов для перевозки СПГ и чуть более медленный – для танкерного сегмента, среди которого быстрее других будет расти суммарный тоннаж танкеров класса Suezmax. В ближайшие 20 лет ожидается серьезное увеличение количества крупных контейнеровозов (от 7.600 TEU). Те же тенденции в балкерном сегменте – преимущественно, из-за возрастающей роли Китая как главного импортера сырья и экспортера угля и стали.

Растущая зависимость Китая, Юго-Восточной и Южной Азии от международной морской торговли приведет к значительному увеличению доли азиатских судовладельцев-бенефициаров на рынке. Так, в то время как число владельцев танкерного флота из Европы к 2030 году сократится с 41% до 27%-34% – эксперты не включают в эту группу греческие компании, количество бенефициаров из Азии, напротив, вырастет с 11% до 16%-19%, а доля китайских танкерных компаний на мировой арене составит 10%-13% против 7.6%. 

Что касается владельцев контейнерного флота, то в Европе и Северной Америке их число сократится – с 48% до 30%-35% и с 5.6% до 4.2% соответственно, в Китае и в странах Среднего  Востока увеличится – с 18.3% до 24% и с 4% до 9.5% соответственно. Схожие тенденции роста ожидаются в Юго-Восточной Азии и Латинской Америке.

В балкерном секторе самый серьезный скачок вверх по количеству владельцев-бенефициаров продемонстрирует Китай – с 22% до 26%-31%. Европа сократит долю своего участия на пару процентов, а вот Япония, которая сегодня является одним из главных игроков на рынке, уменьшит свой балкерный флот почти в половину.

Судостроители

Общая картина будущего, описываемая в отчете, в целом ожидаема: в деле судостроения эксперты предрекают первенство Китаю и развивающимся странам и утрату лидерских позиций Южной Корее и Японии. Так, доля участия китайских судостроителей в танкерном сегменте к 2030 году займет почти половину рынка, в то время как Южной Корее останется 25%-27%.

Усиление роли Китая ожидается и в строительстве контейнеровозов и судов для перевозки СПГ: к 2030 году Поднебесная будет делить первенство с Южной Кореей. В балкерном секторе китайские строители вообще уйдут далеко вперед своих конкурентов.  

В заключении авторы исследования еще раз отмечают: морем осуществляется 90% международной торговли, и в будущем эта зависимость только усилится. «Без судоходства не будет ни глобализации, ни экономического роста, ни устойчивого социального развития», – напоминает команда Lloyd’s.