Что надо знать современному моряку?

В День моряка в Новороссийске открылась международная конференция по вопросам морского образования в странах Черноморского региона. Впервые за четыре года существования Ассоциации морских институтов Черного моря (BSAMI) такое масштабное мероприятие прошло в России, в ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова.

В Новороссийск съехались ректоры морских академий Турции, Украины, Грузии, Румынии и Болгарии, гости из международной ассоциации судовладельцев ИНТЕРТАНКО и Массачусетского технологического института. К диалогу также пригласили представителей Новороссийского морского пароходства и крупных круинговых компаний региона.

В центре внимания оказались вопросы взаимодействия и технического оснащения ведущих ВУЗов региона, нехватки офицерских кадров, а также современные тенденции в танкерном сегменте, коммуникации в смешанных экипажах и изучение английского языка.

Каким должно быть морское образование, чтобы отвечать актуальным требованиям отрасли? Эксперты оказались  единодушны: современному моряку недостаточно знаний одной лишь судоходной отрасли, он должен комплексно понимать весь процесс транспортировки грузов.

Не секрет, что в рейтинге регионов по поставке рабочей силы на торговый флот три лидирующие позиции удерживают Юго-Восточная Азия, Индостан и Восточная Европа. При этом 20 процентов от общего количества офицеров в мире – это жители причерноморских государств. Специалисты уверены: такая востребованность обусловлена отнюдь не возможностью платить им меньше, а именно высоким профессиональным уровнем.   

Справедливость этого суждения подтвердил и представитель ИНТЕРТАНКО из Норвегии. Эрик Ранхейм заверил нас, что компетенция российских морских офицеров остается на очень высоком уровне. «Не зря ваши моряки считаются одними из лучших, – подчеркнул он. – Огромную роль в этом играет образование, а российское морское образование является ведущим в мире». Что же касается компетенции филиппинских моряков, то, по мнению, м-ра Ранхейма, уровень их образования очень разный: от достаточно высокого до весьма низкого.

Мы попросили представителей морских институтов Черноморского региона рассказать о том, как и чему обучают курсантов в их странах. О системе морского образования в Украине говорит ректор Одесской национальной морской академии Михаил Миюсов: «В Украине интерес к морским профессиям только растет. Именно поэтому мы удерживаем 4 строчку в мировом рейтинге стран-поставщиков рабочей силы. На сегодняшний день только в Одесской академии обучается порядка 12 тысяч курсантов и студентов. Срок обучения на морских специальностях такой же, как в России – 5,5 лет. Высшее образование необходимо, чтобы в будущем дослужиться до капитана. Образовательные стандарты у нас очень высоки, подтверждением этому служит признание соответствия нашей системы подготовки конвенционным требованиям  – такова оценка комиссии европейского агентства EMSA. Думаю, что это играет определенную роль при выборе абитуриентами будущей профессии и, соответственно, ВУЗа».

В Грузии статус морского образования только-только восстанавливается после скандала 2010 года, когда Евросоюз перестал признавать морские сертификаты и дипломы грузинских моряков. В октябре 2012 года представители EMSA вновь побывали в Грузии и положительно оценили усилия по приведению национальной системы подготовки моряков в соответствие требованиям ПДНВ. Об этом нам сообщил профессор из Государственной морской академии Батуми Автандил Гешенава. «Сегодня в академии обучается порядка 1200 человек, – сказал он. – Самой популярной специальностью является судовождение. Зачисление осуществляется по результатам ЕГЭ, и тем, кто сдал экзамен наиболее успешно, государство компенсирует затраты на обучение».

На конференции было отмечено, что лидирующие позиции на рынке труда в Черноморском регионе занимают турецкие моряки. Представители технического университета Стамбула пояснили, что в последнее десятилетие в Турции стремительно растет интерес молодых людей к морским профессиям. В стране насчитывается 11 профильных институтов. Образовательная система позволяет учиться в ВУЗе четыре года с последующим присвоением степени бакалавра – к слову, по тому же принципу построено обучение в болгарских и румынских морских университетах. Однако, как отметили турецкие специалисты, обучение все еще сильно оторвано от актуальных потребностей отрасли.

В кулуарах представители ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова сообщили журналистам любопытную новость: в прошлом месяце комиссия экспертов из Международной морской организации IMO признала ВУЗ лучшим в мире в области подготовки плавсостава. В основу был положен целый ряд параметров, в том числе соответствие требованиям конвенции ПДНВ-78 с поправками. Другие подробности не сообщаются, пока не будет получено официальное подтверждение этой информации от IMO.

Конференция и ассамблея BSAMI – Ассоциации морских институтов Черного моря – проводилась в России впервые. Это означает, что на ближайший год ректор Государственного морского университета им. адм. Ф.Ф. Ушакова Сергей Кондратьев встал у руля черноморского объединения профильных ВУЗов. До настоящего времени почетную должность занимал Михаил Миюсов.  Новый президент сразу же обозначил приоритеты на будущее – расширение географии участников, в частности, вовлечение в работу ассоциации морского университета Казахстана.