Шерше ля фам

Женщины на торговом флоте – миф это или реальность? За последние годы их количество увеличилось, однако этот показатель все равно едва превышает два процента от общего числа моряков

Такие разные

Традиционно морские профессии выбирают для себя жительницы стран Северной Европы. Вдохновленные феминистскими идеями, физически крепкие и выносливые, они готовы работать наравне с мужчинами на мостике или в машинном отделении. «В ходе инспекций я часто вижу женщин в экипажах судов самых разных типов, включая танкеры, - рассказывает представительница Норвежского профсоюза моряков Джулия Пьемонт. – Так же, как и они, я уверена, что женщина может и должна иметь на флоте равные права с мужчинами, потому что они выполняют абсолютно одинаковую работу, тем более, сегодня, в век автоматизации».

«А вот в Польше судоходство целиком и полностью остается мужской отраслью, - говорит офицер Польского морского профсоюза Камил Батлер. – Мы пытаемся помочь сформировать образ гендерно толерантной индустрии, вносим соответствующие изменения в наши коллективные договоры, проводим тренинги для женщин, но картина, в целом, остается той же».

Для того чтобы четко обозначить проблему гендерного неравенства, Европейская Федерация транспортников в течение нескольких месяцев проводила онлайн-исследование мнений членов профсоюзов всех стран Европы, в том числе России и Украины. Примечательно, что большая часть опрошенных женщин считает, что в их странах существует дискриминации по половому признаку, в то время как более 70 процентов мужчин уверены: проблемы нет.

Труд без опасности

Светлане Медведевой из Самары

В России лишь немногие компании могут сослаться на наличие женщин-офицеров на своих судах. В большинстве своем это крупные работодатели, гендерно толерантные как на море, так и на берегу. В Новороссийском морском пароходстве, например, ряд руководящих должностей на берегу занимают женщины, которые успешно справляются со своими обязанностями, а две выпускницы ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова работают судоводителями на флоте.

Привлекательность флотских профессий для представительниц прекрасного пола несколько выросла, когда университеты дали старт набору девушек на морские специальности. Однако, многие, отучившись, работать на флот все-таки не идут: кто-то заводит семью и, не успев начать карьеру, остается с детьми на берегу, другие же сталкиваются с нежеланием работодателей нанимать женщин.


Светлане Медведевой из Самары лично довелось столкнуться с гендерной дискриминацией на флоте – несколько лет она не могла пройти практику в качестве судоводителя в Самарском речном пассажирском предприятии (СРПП) в связи с тем, что работа моториста-рулевого признана вредной для женщин.  

Сначала девушка пыталась бороться за свои права в одиночку. Она обратилась с жалобой на нарушение своих конституционных прав в интернет-приемную Президента, затем в Роструд. Ведомство дало разъяснение следующего характера: женщина может быть принята на работу, включенную во «вредный» перечень, только если работодатель создаст безопасные условия труда, подтвержденные аттестацией рабочих мест.

Формально отказ работодателя в трудоустройстве на флот соответствует законодательным ограничениям, призванным сохранить здоровье женщин, но ведь такое же вредное воздействие оказывается и на здоровье мужчин. В Российском профсоюзе моряков (РПСМ) считают, что безопасные условия труда во всех областях профессиональной деятельности должны быть созданы для всех без исключения. Представители профсоюза, куда пришла за защитой своих прав Светлана Медведева, обратились в Министерство труда с предложением пересмотреть устаревший «Перечень тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда». В Минтруде заверили, что работа по актуализации документа и сокращению числа таких рабочих мест уже началась.

 

Естественные причины

На практике работодателям нередко приходится терять квалифицированные кадры по вполне естественным причинам – женщина уходит в декретный отпуск и после этого уже не возвращается к работе. Согласно статистике «Маерск», таких сотрудниц больше половины. Член женского комитета ЕФТ, офицер Французского объединения транспортных профсоюзов Валери Латрон еще более пессимистична: «Во Франции женщины крайне неохотно идут на флот. Основная причина этого – нежелание подолгу отсутствовать дома. А среди тех, кто все-таки решил начать карьеру в отрасли, 90 процентов бросают море совсем, когда у них рождается ребенок».

Между тем, глобальная нехватка кадров на флоте вынуждает работодателей все чаще заполнять рабочие места женщинами и для этого изыскивать дополнительные способы их удержания. Уровень зарплат, эквивалентный тем, что получают мужчины, регулярное премирование, карьерное продвижение, неукоснительное соблюдение требований охраны здоровья, безопасности, режима работы и отдыха, предоставление возможности беспрепятственной связи с домом – все это в совокупности работает на формирование имиджа морской отрасли как индустрии, которая привлекательна для всех.