Шторм в Ормузском проливе

Задержание британского нефтяного танкера Stena Impero в Ормузском проливе вызвало серьезную обеспокоенность во всем мире.

Международная федерация транспортников (МФТ) и англо-голландский морской профсоюз Nautilus International (NI) сделали по этому поводу совместное заявление:

«19 июля иранский Корпус стражей исламской революции (КСИР) задержал в Ормузском проливе нефтяной танкер под флагом Великобритании Stena Impero, на борту которого находятся 23 моряка – индийцы, россияне, латвийцы и филиппинцы. В заявлении КСИР говорилось, что судно задержано «по требованию портовой и морской организации провинции Хормузган за несоблюдение международных морских правил и положений, связанных с работой в Ормузском проливе». Согласно данным иранского информационного агентства Fars, после задержания танкер пришел в порт Бендер-Аббас, где все 23 моряка останутся до завершения судебных разбирательств.

- Мы шокированы, но не удивлены развитием событий в Персидском заливе. В течение последних недель мы неоднократно поднимали вопросы, связанные с безопасностью региона для судоходства, в Палате судоходства Великобритании и обращались к министру обороны страны. Мы еще раз призываем правительство Великобритании срочно принять участие в дипломатических усилиях по освобождению судна и экипажа, – сказал генеральный секретарь NI Марк Дикинсон. – Мы думаем о задержанных моряках и их семьях. Мы предлагаем нашу поддержку для безопасного освобождения судна и экипажа и обещаем удвоить наши усилия, в том числе сотрудничество с международными коллегами, чтобы обеспечить защиту всех моряков от агрессии.

– Этот инцидент из серии тревожных эпизодов в Персидском заливе, и мы вновь призываем к снижению эскалации напряженности в регионе. Мы просим все страны содействовать стабильности, безопасному проходу и свободе судоходства в международных водах по всему Аравийскому и Оманскому заливам, Ормузскому и Баб-эль-Мандебскому проливам, – сказал председатель секции моряков МФТ Дейв Хендел. – Моряки обеспокоены сложившейся ситуацией. Важно, чтобы морское сообщество и правительства работали вместе: мы должны гарантировать безопасный проход и разрядить конфликт в жизненно важном регионе».

Ситуацию с российскими моряками, которых задержали в Ормузском проливе, держит на контроле МИД РФ. В ведомстве сообщают, что состояние членов команды хорошее, их жизням и здоровью ничего не угрожает, однако установить с ними связь пока не удается. Со слов иранцев, команда свободно передвигается по судну, но покидать его не может.

Ормузский пролив, через который транспортируется почти одна пятая всей потребляемой в мире нефти, соединяет Персидский и Оманский заливы. По этому пути доставляется большая часть нефти, экспортируемой из Саудовской Аравии, Ирана, Объединенных Арабских Эмиратов, Кувейта и Ирака, а также почти весь сжиженный природный газ, производимый крупнейшим в мире экспортером этого вида топлива, Катаром.

Российский профсоюз моряков (РПСМ), как членская организация МФТ, присоединяется к международному призыву освободить нефтяной танкер Stena Impero и его экипаж. В РПСМ отмечают, что обстановка в регионе становится опасной: она угрожает торговому мореплаванию и мировой экономике в целом, здоровью и жизням моряков в частности.

Добавим, что ранее Балтийский и Международный морской совет (BIMCO) рекомендовал судовладельцам рассмотреть вопрос отвода судов из нестабильного района. В отдельном заявлении BIMCO отмечал, что напряженность в Ормузском проливе и Персидском заливе и без реального вооруженного конфликта достигла наивысшего уровня. В свою очередь ассоциация владельцев танкеров Intertanko заявила, что крайне обеспокоена безопасностью экипажей, а республика Маршалловы острова выпустила рекомендации по безопасности для всех своих судов, работающих в Персидском и Оманском заливах, Ормузском проливе. Регистр советует внедрить меры безопасности, эквивалентные уровню 2: продувать грузовые танки на судах, следующих в балласте; проводить оценку рисков перед тем, как войти в регион; сохранять бдительность; устанавливать связь со всеми приближающимися судами; контролировать УКВ и другие каналы связи; проводить визуальную проверку судна и многое другое.

В связи с этим РПСМ рекомендует морякам при трудоустройстве на суда, следующие на Ближний Восток, взвесить все риски. Если отказаться от рейса нельзя, члены экипажа должны действовать согласно инструкциям и правилам, принятым на торговом флоте и следовать политике безопасности своей судоходной компании.

Отношения между Ираном и Западом становятся все более напряженными после серии нападений на танкеры в районе Ормузского пролива и Оманского залива. Так, 13 июня на двух судах прогремели взрывы. Месяцем ранее, 12 мая, несколько мощных взрывов прогремели в порту Фуджейра в ОАЭ. Пожары охватили семь нефтяных танкеров. В результате регион, десятилетиями считавшийся относительно безопасным, стал нести настоящие угрозы торговому судоходству.

Тонкости удобного флага

Панама отзывает свой флаг с судов, которые нарушают международные санкции, связанные с Ираном и Сирией. Из регистра страны за последние месяцы исключено 59 танкеров, большинство принадлежат иранским государственным компаниям.

В начале июля танкер Grace 1 задержали в Гибралтаре британские морские пехотинцы по подозрению в нарушении санкций в отношении Сирии. Они заявили, что судно полностью загружено иранской сырой нефтью и предположительно направлялось на сирийский нефтеперерабатывающий завод в Баниясе. На Grace 1 развевался флаг Панамы, однако правительство страны уточнило, что судно было исключено из регистра 29 мая. Иран призвал Великобританию немедленно освободить танкер и предупредил об ответных мерах.

Панамский регистр - самый крупный в мире: страна предлагает иностранным судовладельцам простую регистрацию, возможность использовать иностранную рабочую силу и не облагает налогом доходы иностранных компаний. За ним следуют флаги Либерии (около 3800 судов) и Маршалловых Островов (4100). При этом Панама отзывает свой флаг с судов чаще, чем любой другой регистр. Связано это с давлением, которое оказывает администрация США на союзные страны, вводя односторонние санкции. Вот почему Панама пытается держать свой регистр в «чистоте» от судов и компаний, причастных к нарушениям.

Согласно международному праву, каждое торговое судно должно быть зарегистрировано в стране, известной как государство его флага. Государство флага получает юрисдикцию над судном, отвечает за проверку безопасности и условий труда экипажа. Когда судно теряет свой флаг, а судовладелец не регистрирует новый, это обычно влечет потерю страховки и классификации.

Российский профсоюз моряков (РПСМ) отмечает, что эффективная работа регистра складывается не только из увеличения тоннажа и соблюдения санкций, но и целого ряда критериев, связанных с условиями труда и быта моряков на борту. И если с отзывом флага у судов-нарушителей санкций у панамского регистра все в порядке, то в соблюдении прав экипажа регистр Панама, как и любой другой «удобный», как правило, бездействует.

Достаточно вспомнить недавнюю ситуацию с судном Bertran (ИМО 8889397, флаг Панамы). Его российский экипаж обратился за помощью в РПСМ. Моряки жаловались на невыплату заработной платы. По их словам, задолженность набежала с начала контракта, а некоторые из них прибыли на теплоход еще в марте этого года.

Другой пример – капитан из Находки два года добивается выплаты зарплаты в сумме более 15 тысяч долларов. Отработав контракт на т/х Stas (флаг Панамы) c февраля по июль 2017 года, моряк не получил ни копейки. Судоходная компания «Ардис» лишь выдала справку о наличии задолженности и предложила обратиться с претензией в другую фирму – «Cotris», однако моряк пошел в суд г. Владивостока. В его решении говорилось, что кипрская компания должна погасить долг по заработной плате. В результате, получив на руки исполнительный лист вместо денег, капитан до сих пор не знает, кому его предъявлять.

Таких историй с судов под панамским флагом в профсоюзе много.

– Систематическое нарушение прав моряков является ужасной реальностью на многих судах, работающих под удобным флагом, – говорят в РПСМ. – Регистры, как правило, бездействуют, а было бы неплохо взять за практику отзывать флаг за нарушение фундаментального права человека на оплату выполненной работы.