Я на борту

 Так звучит тема ежегодного Дня моряка (Day of the Seafarer), который проводится по инициативе Международной морской организации (IМО). По традиции он состоится 25 июня. Кампания позволяет мировому сообществувыразить благодарность морякам – мужчинам и женщинам – за вклад в развитие общества и экономики разных стран.

В этом году основной акцент будет сделан на вопросах гендерного равенства в судоходстве. На сегодняшний день 80% всех торговых операций на планете осуществляется с участием моряков. В отрасли занято более 1,5 миллионов человек. По данным Международной федерации транспортников (МФТ), только два процента от них составляют женщины, большинство из которых трудятся на круизных и пассажирских паромных судах. Женщины вносят весомый вклад в развитие международного судоходства, проявляя себя в достаточно широком спектре морских профессий, однако IМО решила сосредоточить внимание общественности именно на работе женщин на борту судов.

Как и в предыдущие годы, кампания будет проводиться в социальных сетях, причем большая часть активности будет вестись в Twitter, Facebook и Instagram. Хэштег кампании #IAmOnBoard. Им может воспользоваться любой участник - мужчина или женщина. IMO предлагает всем, кто разделяет цели кампании, сделать фотографии, в том числе и селфи, на борту своего судна и разместить их в социальных сетях с ее хэштегом #IamOnBoard.

 

Долой стереотипы

Надо сказать, что вопросам гендерного равенства судовладельцы уделяют все больше внимания. Так, в марте 2019 года стало известно, что компания Svitzer, которая занимается буксировкой судов в портах, а также проведением спасательных работ на море, наняла на судно Svitzer Monte Cristi экипаж, полностью укомплектованный женщинами.

Команда Svitzer Monte Cristi – пять человек, она состоит из капитана Марии де лос Сантос, старшего механика Марисабель Морено и матросов Паломы Монтеро, Лореанни Торрес и Хуаны Кустодио. По их словам, в отрасли все еще сильны стереотипы, хотя на самом деле многие вещи на флоте, для которых прежде действительно нужна была физическая сила, сегодня на самом деле требуют только технического мышления и нужных инструментов.

В компании Svitzer гендерная принадлежность при выборе сотрудников не играет никакой роли. Здесь предпочитают тех, чьи профессиональные навыки и знания соответствуют требованиям отрасли. Компания, базирующаяся в порту Санто-Доминго (Доминиканская Республика), готовила этот проект в течение двух лет, сосредоточившись на обучении моряков, - и результат превзошел ожидания. «Это очень трудолюбивая команда, а женщины, работающие в экипаже, уже стали местными знаменитостями», – отметили в пресс-службе компании.

Сегодня в Svitzer на командных должностях работает 21 женщина. И Карибское море теперь связывают не только с пиратами.

 

Лучший матрос речфлота России - женщина

Лучшим матросом речного флота России в этом году также стала женщина. Радина Кондрашина, матрос из Тольятти Самарской области, победила во Всероссийском конкурсе профессионального мастерства «Лучший по профессии». Лучшие результаты в организации и проведении судовых работ, несении ходовых и стояночных вахт, швартовке к причалу и постановке на якорь, а также выполнении погрузочно-разгрузочных работ показала женщина, обойдя соперников-мужчин – Сергея Кузьмина из ФГБУ «Морская спасательная служба» (второе место) и Игоря Савиных из АО «Томская судоходная компания» (третье место).

Радина представляла на конкурсе ОАО «Порт Тольятти», Самарская область: вот уже более 23 лет она работает здесь матросом на прогулочном теплоходе «Жигули». Девушка начинала свой путь с продажи билетов на суда «Метеор» и «Омики», когда ее неожиданно позвали на флот. Радина согласилась, а параллельно пошла учиться в речной техникум по специальности «судоводитель».

Маленькие «Жигули» вмещают 58 человек. Перед рейсом нужно подготовить теплоход, навести чистоту, проверить исправность оборудования. В числе обязанностей Радины – швартовые операции, спуск и закрепление трапа, прием и размещение пассажиров. В экипаже «Жигулей» пять человек, из них трое матросы, и все – женщины: кроме Кондрашиной здесь еще две Светланы – Корнишина и Кругликова. Надо сказать, что это вполне обычная история: матросами на речных прогулочных пассажирских судах работают в основном женщины.

 

У штурвала ЕФТ

Исполком Европейской федерации транспортников (ЕФТ) выбрал исполняющей обязанности генерального секретаря ЕФТ Ливию Спера.

Ливия присоединилась к команде ЕФТ в 2005 году. Она являлась политическим секретарем секций докеров и рыболовства, и руководила кампаниями ЕФТ по вопросам, касающимся социально-экономических интересов рабочих. Ливия имеет степень магистра в области трудовых исследований, замужем, воспитывает двоих детей. Теперь ей предстоит руководить базирующимся в Брюсселе секретариатом и выстраивать рабочие отношения со 140 членскими профсоюзами по всей Европе.

Президент ЕФТ Франк Морилс приветствовал нового главу федерации: «Ливия опытный человек в профсоюзной среде и идеально подходит на роль генсекретаря. Миссис Спера является экспертом по политическим вопросам, затрагивающим интересы европейских транспортных рабочих. Для нас важно, что у нее есть четкое видение будущего ЕФТ и твердая принципиальная позиция».