10 наивных вопросов «морскому волку»

В Новороссийске значительная часть мужского населения работает, как у нас говорят, «в морях». О морских буднях и праздниках рассказывает Роман Вдовин, капитан дальнего плавания с 10-летним стажем. Сейчас Роман Андреевич - заместитель директора крюинг-центра Bernhard Schulte Shipmanagement в Новороссийске.

 — Обычно капитаном становятся лет через 10 после вуза,  накопив достаточно знаний, профессионализма, авторитета. Когда на мостик поднимается лоцман, у него не должно быть сомнений, кто перед ним. Я в свое время решил продолжить династию - мой отец был капитаном. Мне даже посчастливилось пойти с ним в мой самый первый рейс в качестве 3 штурмана. А второй раз мы работали вместе, когда я стал уже старпомом. Получилось, что он передал мне свои знания именно тогда, когда это было так важно: на этапе вхождения в профессию и когда я реализовывал себя как руководитель. Я благодарен отцу за это.

В этой профессии свои преимущества, прежде всего, хороший заработок - романтика ушла на второй план. Но с каждым годом становится больше требований по знаниям, необходимы быстрая реакция и хороший английский: никто не будет ждать, пока ты достанешь свой словарик. Раньше на судно поступало три сообщения в день, а сейчас ты постоянно находишься в информационном потоке, нужно быстро принять правильное решение и отдать команду экипажу, который состоит из иностранцев. А минус в том, что ты находишься вдали от друзей и родных, и это не заменить деньгами. С семьей общаемся по скайпу.

- Сколько обычно длится рейс?

— Самый долгий в начале 90-х у меня был 7 месяцев, это было нормой тогда. Сейчас в основном контракты подписываются на 3-4 месяца. В море и дома я провожу примерно равное время.

- Как уладить конфликт в замкнутой обстановке на судне?

— Настоящий капитан устранит разногласия в коллективе на начальном этапе. Другое дело, когда кто-то намеренно нарушает дисциплину, тут уже действует система выговоров. После трех предупреждений его просто списывают с судна. Ранее крюинги вели «черный список», теперь человеку могут дать второй шанс, когда он уходит из одной компании в другую.

- От чего зависит зарплата?

— В каждой компании свои условия. Bernhard Schulte Shipmanagement одна из ведущих компаний, она выдвигает морякам высокие требования, но и зарплаты соответствуют уровню специалиста. При отборе кадетов мы также проверяем объем знаний и владение английским. 

- Каково это - находиться в сильный шторм на судне?

— Все вещи на судне и в штиль, и в шторм привязываются, прикручиваются и крепятся. Посуда хранится в специальных ящиках, которые ни в коем случае не откроются при качке. Кровать и диван, которые есть в каждой каюте, не зря расположены под прямым углом друг к другу. Если качка кормовая - можно лечь на диван, если судно идет по волнам, ложишься на кровать. Но вообще, в  непогоду особо не заснешь. В 2010 году посреди Бискайского залива у нас сломался главный двигатель. И в это время разыгрался 11-балльный шторм, волны высотой с 4 этажа. 27 часов понадобилось механикам на то, чтобы справиться с поломкой, и в эти часы не спал никто. Ну а потом мы смогли дойти до ближайшего испанского порта.

- А если травма или кто-то заболеет, как без врача?

— Все моряки проходят медицинскую подготовку, на каждом судне есть медицинский справочник и  аптечка, за которую отвечает второй штурман. В особо сложных ситуациях мы звоним в Итальянский медицинский центр, куда обращаются все суда мира за срочной консультацией. А в экстренных случаях вызывается вертолет. Однажды я вызывал его для штурмана, были подозрения на камни в почках, а мы тогда находились в районе Кюрасао. В другой раз в открытом море румынскому кадету попала в глаз окалина, по совету врачей мы две недели, пока не пришли в Шри-Ланку, закапывали ему капли. Потом этот кадет связался с нами и рассказал, что зрение удалось сохранить.

 - Как моряки проводят свой досуг?

 — Сейчас каждое судно оборудовано спортзалом с тренажерами, так что возможность в рейсе сохранять хорошую физическую форму есть. Я специально делаю заказ на велосипеды, чтобы в порту во время стоянки люди могли проехаться. У нас на судне порой проводят целые чемпионаты по настольному теннису. Многие любят рыбачить. Есть у нас и игровые приставки, но я не поддерживаю такой досуг, я за активный образ жизни.

- А как обстоят дела с питанием?

— Конечно, судно — это не ресторан, но еда у нас довольно разнообразная, а продукты заказываются с запасом. Повар всегда готовит для рядового и офицерского состава по несколько блюд, учитывая и то, что рядовые - жители Азии, и их привычная еда рис. В праздники всегда накрывается особый стол, но даже в такие дни алкоголь у нас строго запрещен: если моряка заметят со спиртным - наказание неизбежно. Зато весь остальной антураж стараемся сохранить: на Новый год обязательно украшаем искусственную елку, которая всегда находится на судне и ждет своего часа, празднуем даже Международный день моряка.

- Сталкивались ли вы с пиратами?

— Бывало и такое. Мы тогда работали в самых опасных районах — в Нигерии и Сомали. Для прохода там нанимается вооруженная охрана, а судно и экипаж приводятся в боевую готовность: колючая проволока по периметру, если что, включается система оповещения.

- Родственники могут приехать на судно?

 — Моя супруга в российском порту приезжает ко мне по возможности. А в других странах, Венесуэле и Индии, к примеру, приезжают целыми семьями и могут жить на судне неделями.

- Вы действительно считаете, что женщина на судне - к несчастью?

— Мне доводилось работать с девушками. Год назад под моим руководством находилось сразу шесть барышень-кадетов из Венесуэлы — четверо из них штурманы, еще две механики. Вначале я действительно испугался, мне казалось, что работать с женщинами — сплошная головная боль, они не смогут справиться со своими обязанностями, а потом вспомнил фильм «А зори здесь тихие», где старшина руководил пятью девушками, и стал брать пример с него. Венесуэлки меня приятно удивили, знаний у них оказалось в разы больше, чем у наших ребят, а дисциплиной своей они меня просто поразили. Когда я говорил, что нужно быть на мостике через 15 минут, девчонки были на месте уже через 10. Российские моряки должны брать с них пример!

Вообще, моряк — это отличная специальность, в которой можно реализовать свой потенциал и стать финансово независимым. А тем, кто уже выбрал море, желаю уже в первом контракте встретиться на судне с хорошим "дедушкой" (старший механик) и "дядей (капитан), ведь именно от них зависит, каким моряком вы станете.

Подписи к фото

3-4 Празднование Международного дня моряка на судне

5 Дисциплина и знания у венесуэльских кадетов на уровне 

Празднование Международного дня моряка на судне
Празднование Международного дня моряка на судне
Дисциплина и знания у венесуэльских кадетов на уровне