Михаил Кулий
Михаил Кулий
Капитан

Южная территориальная организация РПСМ в этом году предложила Совету РПСМ наградить за многолетнее и плодотворное сотрудничество с профсоюзом  Ольгу Бурдюгову, старшего инспектора департамента управления персоналом ПАО «Новошип» и капитана супертанкера «СКФ Шанхай»  Михаила Васильевича Кулия. Инициатива ЮТО РПСМ была поддержана. Ольга Федотовна получила свою награду еще в июне, а вот капитана Кулия пришлось ждать из рейса. И вот в профкоме ПАО «Новошип» РПСМ Николай Попов, председатель ЮТО РПСМ, в торжественной обстановке вручил Михаилу Васильевичу его заслуженную профсоюзную награду:

- За годы работы на флоте Вам не раз приходилось сталкиваться с трудностями, но вопреки им вы всегда оставались примером для молодых моряков, хранителем морских обычаев, правил и традиций, - сказал Николай Яковлевич Попов. - И одна из них –  плодотворное сотрудничество с профсоюзом. Это очень ценно для нас. Нам приятно поздравить Вас сегодня и вручить нагрудный «Знак почета РПСМ» за номером 12. Благодарим Вас за многолетнее плодотворное сотрудничество. И рассчитываем на его продолжение.

Михаил Васильевич стал капитаном в 2005 году. В этой должности он работал на танкерах «Тверь», «Маршал Баграмян» и «НС Коммандер». На последнем он пережил один из самых драматичных моментов в своей карьере.

27 апреля 2009 года «Коммандер» подвергся атаке пиратов в Аденском заливе. Благодаря бдительности вахтенных удалось вовремя опознать в неприметном сейнере  пиратскую «матку» и увидеть, как от нее отделяются скоростные моторки. Дальше экипаж действовал по четко отработанной схеме. Недаром этот сценарий не раз оттачивали на учебных тревогах. Мостик во главе со своим капитаном осуществлял грамотное маневрирование, не позволяющее лодкам причалить к борту. Палубная команда под руководством боцмана Василия Виноградова  «отстреливалась» от моторок  с помощью пожарных пушек, мешая тем самым закинуть абордажные лестницы. Остальная команда перетаскивала продукты и питьевую воду в румпельное отделение на случай, если пираты все же смогут попасть на борт. После нескольких неудачных попыток абордажа, бандиты осознали тщетность своих усилий, плюнули на все и отстали.

Хотя все закончилось удачно, это не самые счастливые воспоминания в карьере Михаила Васильевича. Не удивительно, что рассказывает он об этом неохотно. Но, слава Богу, работа на «Коммандере» запомнилась Михаилу Васильевичу совсем не этим.

- Я нигде не мотался так по свету, как на этом афрамаксе. В одном рейсе мы могли сначала сделать переход от Австралии до Лос-Анджелеса, а следом - от Карибов до Африки. Ох, ни одну кругосветку мы на «Коммандере» намотали, очень увлекательно было на нем работать, - вспоминает капитан.

С 2014 года Михаил Васильевич возглавляет экипаж «СКФ Шанхай», одного из двух новошиповских VLCC. 330 метров длины и надстройка с девятиэтажный дом - если его поставить на корму, то «Шанхай» будет выше Эйфелевой башни. Вот за такое хозяйство теперь отвечает капитан Кулий.

- В Малаккском проливе и других местах с оживленным трафиком чувствуешь себя  КАМАЗом, пробирающимся  по пробкам, - шутит капитан супертанкера «СКФ Шанхай» и продолжает дальше уже серьезно. - Оно предназначено  возить миллионы баррелей нефти с одного конца планеты на другой. Не удивительно, что мы редко заходим в порты – при таких-то размерах и  объемах перевозимого груза. Порой за весь рейс всего три-четыре захода.

Вот и в крайнем рейсе было так же. Сначала выгрузка в китайском Циндао. Так как в это время там шел саммит ШОС, то из-за повышенных мер безопасности, морякам на берег сойти не разрешили. Но если никто не может сойти, то  это не значит, что никто не может подняться на борт. Среди многочисленных визитеров оказался и веттинг-инспектор  от Chevron. Мероприятие это серьезное. Ведь одобрения крупных нефтяных компаний по результатам инспекции – это основная валюта на танкерном флоте. Репутация прежде всего.

- Честно сказать, мне даже этого инспектора чуть-чуть жалко стало, - рассказывает капитан Кулий. – Он летел из Гонконга через полстраны, ради пары пустяковых замечаний, вроде плохо покрашенного участка трубы на палубе.  Но это говорит о том, что наш экипаж хорошо справляется со своей работой.

После Китая супертанкер  направляется  в Венесуэллу. В Пуэрто-Ла-Круз тоже никто из моряков не смог сойти на берег. С каждым годом здесь все голодней и неспокойней.

- А уж что говорить об износе портового оборудования, - рассказывает капитан. - Качество терминального трубопровода и насосов уже такое, что погрузка занимает  в два раза больше времени, чем это было два-три года назад.

Конечно, ситуация, когда на протяжении всего рейса с судна носа высунуть не можешь, вызывает психологический дискомфорт. Но  правильная организация досуга помогает с ним справляться. На такой громадине, как «СКФ Шанхай», есть и спортзал, и бильярд, и даже бассейн. Благодаря спутниковому ТВ на большей части планеты можно смотреть родные телеканалы. Почти у каждого моряка на «Шанхае» в каюте стоит телевизор с 32-дюймовой диагональю. Их приобретают на средства культфонда.

Но больше всего помогают морские традиции, следование которым капитан Кулий всячески поощряет и приветствует. Одна из них - праздник Нептуна. На Шанхае это почти святое. Но в этот раз он чуть было не сорвался.

- Весь экипаж Шанхая – опытный, - рассказывает Михаил Васильевич. -Экватор прошли все и ни по одному разу. Хорошо, нашлось два практиканта. Ребята отличные: стенгазету делали, клип сняли в память о своем пребывании на судне,  и все с юмором. Мы в долгу не остались. Боцман переоделся в Нептуна, матросы в чертей и прочую морскую нечисть – все как полагается. Напоили практикантов  «морской» водой ( естественно, там была обычная газировка). Поставили им печать на грудь, грамоту выдали с морскими именами – у нас на судне к прохождению Экватора относятся очень серьезно. Кто-то скажет глупости. Но когда неделями не видишь берега, пересекаешь один-второй океан, то «глупости», вроде стен газеты, и праздника Нептуна скрашивают жизнь и сплачивают экипаж.

Наша справка: Нагрудный «Знак почета РПСМ» учрежден Российским профсоюзом моряков в 2017 году. Его изготавливают на Монетном дворе Санкт-Петербурга по заказу РПСМ в ограниченном количестве экземпляров. Кандидатуры выдвинутых на награду утверждаются сначала в первичных и территориальных профсоюзных организациях, а затем на Совете РПСМ. Награжденным «Знаком почета» дополнительно выплачивается денежная премия.