Роман Вьюнников
Роман Вьюнников
Второй помощник

#ФЛОТСКИЕ ИСТОРИИ

Люди моря

Карантинные ограничения, введенные в 2020 году из-за пандемии COVID-19, затронули до миллиона моряков по всему миру. Половина из них не может вернуться домой, еще столько же человек остаются на берегу в ожидании отправки в рейс.

Несмотря на внушительные цифры, все еще можно встретить моряков, работу которых коронавирус практически не затронул. В этом материале мы рассказываем о двух таких счастливчиках. Они живут в разных городах, работают в разных компаниях и принадлежат к разным поколениям. Объединяет их одно – любовь к своей профессии.

«Так работать нельзя!»

«Хотел стать поваром, думал поступать на архитектора, а выбрал море», – так обобщенно вспоминает свою дорогу в море второй помощник NS Leader Роман Вьюнников.

Потомственный моряк, уроженец Крымска Роман еще в юности понял: работа на флоте неразрывно связана с долгой разлукой с семьей. «Я не понаслышке знаю, что такое ждать отца из рейсов по полгода, а иногда и по году, – вспоминает он. – Может быть, потому отчасти и хотел стать архитектором. Но все-таки принял другое решение и поступил в НГМА».

В 2006 году состоялось знакомство с морем. Молодой человек вспоминает, как сложно было практиканту найти место на флоте. «Я попал на суденышко класса «река-море» и полгода проработал на палубе с матросами, – рассказывает Роман. – Впечатления, честно говоря, остались неоднозначные. Я выполнял ту же работу, что и палубная команда, и в итоге научился отменно долбить ржавчину, красить. А вот на мостик меня пускали редко – чтобы не докучал расспросами. В общем, получил опыт того, как работать нельзя».

В 2009 году, окончив ВУЗ, Роман пришел в пароходство. «Первый и единственный контракт четвертым помощником я отработал на теплоходе «Трогир», – говорит моряк. – Там по сути и произошло становление меня как специалиста под руководством опытного старпома».

Сама выбрала

Куда более извилистым оказался путь в профессию старшего механика компании «АНШИП» Дмитрия Пятенко.

– Так получилось, что не я выбрал профессию, а она меня, – смеется моряк. – На флот я попал по воле случая после армии в 1990 году. Хотел устроиться на морские буровые в краснодарское управление, но вакансий тогда не было, и мне предложили временно поработать матросом на плавкране «Черноморец 23». Вот так я оказался на флоте.

Долгое время Дмитрий оставался на рядовых должностях. Затем пришло понимание необходимости получить профессиональное образование. В 2005 году, окончив морской колледж им. Г.Я. Седова в Ростове-на-Дону, он начал строить карьеру в отечественных компаниях: сначала в «Сиерра Маритайм», затем в Росморпорте.

В 2011 году Дмитрий в должности второго механика пришел в компанию «АНШИП». Четыре года он отработал на теплоходе «Олимпия», после чего получил предложение перейти старшим механиком на судно «Анатолий Сиденко». «У нас очень удобный график: три месяца мы работаем – в Азовском, Черном и Средиземном морях – и три месяца отдыхаем дома, – рассказывает стармех. – Даже в пандемию контракты у нас не увеличились. Единственное неудобство, связанное с карантинными ограничениями в портах, связано с тем, что не везде и не всегда можно сойти на берег».

В потоке

Для Романа Вьюнникова возможность сходить на берег в иностранных портах давно перестала иметь большое значение.

– Выходу на берег я предпочитаю здоровый сон, – говорит он. – Мне нравится путешествовать в отпуске с семьей, а выскочить на пару часов, устать и не выспаться перед вахтой то еще «удовольствие».

По словам Романа, постоянное развитие и профессиональный рост – важные составляющие профессии. «Это именно то, что я больше всего ценю в своей работе, – говорит он. – Ты должен постоянно меняться и совершенствоваться. Судоходство – очень динамичная отрасль, в ней происходит множество событий, регулярно меняются процедуры. Чтобы «быть в потоке», нужно успевать за всеми этими изменениями».

Другим важным преимуществом профессии является финансовая независимость. «Минус для меня один – разлука с семьей, это я понял еще в далеком детстве, – объясняет Роман. – Сейчас, конечно, со связью легче, есть судовой интернет, можно чаще общаться с близкими. Пока ты молодой, это не воспринимается настолько остро, поэтому, на мой взгляд, важно грамотно спланировать и выстроить свою карьеру в отрасли. Надеюсь, что через несколько лет мне удастся стать капитаном, а затем, возможно, и перейти на береговую работу в офис компании».

С коллегой солидарен и старший механик. «Достойная оплата труда является, конечно, главным преимуществом нашей профессии, – говорит Дмитрий Пятенко. – Кроме того, большим бонусом является возможность повидать мир. А самый большой минус, по-моему, это то, что ты проводишь с семьей не так много времени, как хотелось бы. С возрастом это становится очень важно».

Страховка для надежности

Дмитрий вступил в РПСМ сразу после создания профкома на предприятии. При этом подчеркивает: за весь период работы в «АНШИП» у него не возникало ни одного трудового конфликта с работодателем. «Это стабильная надежная компания, – рассказывает старший механик. – Не помню, чтобы нам когда-нибудь задерживали зарплату. Важно и то, что в компании четко соблюдаются все требования безопасности. Но морякам в любом случае важно объединяться в профессиональное сообщество, это придает дополнительную уверенность».

Опыт обращения в профсоюз у Романа Вьюнникова тоже не богат. «Я получал в профсоюзе детские новогодние подарки и абонемент в бассейн, надеюсь, что более серьезного повода не представится, – говорит второй помощник. – Однако многие моряки работают в небольших компаниях, которые не всегда честно ведут себя по отношению к своим работникам. Из-за этого нередко люди попадают в крайне неприятные ситуации, которые просто не решить без участия профсоюза. Это своего рода «страховка» для собственной безопасности».

ЦИТАТЫ: Роман Вьюнников, второй помощник NS Leader: «Постоянное развитие и профессиональный рост – именно то, что я больше всего ценю в своей работе».

Дмитрий Пятенко, старший механик т/х «Анатолий Сиденко»: «Несколько лет я работал матросом, потом мотористом и только в 2005 году окончил морской колледж».