Молодой специалист посоветовал коллегам внимательнее относиться к выбору работодателя и поделился своей историей неудачного трудоустройства
На работу через сеть
– Я искал работу через интернет, мне хотелось вырваться на «большой» флот, – начинает Артем Зерщиков. – Увидел вакансию третьего офицера «в страт» от украинского крюинга S.K.Crewing. Скинул им свои документы, пообщался. Балкер стоял на ремонте в ОАЭ, мне сказали, что все работы уже закончены, формируют экипаж и выходят. Я согласился – очень меня привлекла возможность уйти в офицерской должности.
Молодой человек приехал в Дубай вместе с несколькими украинскими коллегами. Вспоминает, что когда увидел судно своими глазами, то просто не поверил – настолько удручающе оно выглядело. «Во-первых, в контракте судно называлось иначе, но самое печальное, что на борту нас ожидали просто нечеловеческие условия: грязь, тараканы, разбросанная по полу еда на камбузе», – говорит Артем.
Пытались «накрасить глаза»
На следующий день с вновь прибывшими встретился суперинтендант. Начались обещания скорого окончания ремонта: якобы деньги на работы выделяются, и буквально через пару недель судно в отличном состоянии выйдет из порта. Артем с коллегами решили остаться.
А дальше офицеров ждало еще большее разочарование: им предстояло отбивать ржавчину и красить корпус. Механики хватались за головы – системы в машинном отделении были в нерабочем состоянии. «Все мы понимали, что это аварийное судно, оно либо утонет, либо взорвется, – продолжает моряк. – Те работы, которые худо-бедно велись на борту, совершенно не соответствовали его плачевному техническому состоянию. Пытались просто «накрасить глаза», чтобы хоть как-то выйти в рейс».
Но и этого не получалось. Основную часть членов экипажа балкера Ais Sun, а также руководство компании-владельца Legacy Shipping составляли граждане Индии. «Они оказались очень нечистоплотные, в каютах творилось что-то невообразимое, а компания все продолжала «кормить нас завтраками», – говорит Артем.
Выход на рейд
Зерщиков пытался настаивать на возвращении домой – судовладелец уговаривал его остаться. «У меня ведь не было опыта, зачем же я был им так нужен? Это тоже меня насторожило в тот момент, но я оказался единственным, у кого на борту остался сменщик, что в итоге и помогло мне вернуться», – вспоминает моряк.
Украинцам в репатриации было решительно отказано: заменить офицеров было не на кого. Артему пообещали билеты, и он уже был готов уезжать, как вдруг компания приняла решение поставить судно на рейд. «Вот тут я уже по-настоящему запаниковал, – продолжает он. – Оттуда ведь еще сложнее уехать. Решил подстраховаться и обратился в профсоюз».
Ситуацию взяла на контроль инспектор РПСМ Ольга Ананьина. В ответ на ее обращение компания наконец оформила для россиянина обратный билет, выплатила ему причитающиеся за отработанный период деньги и отправила домой.
– Я продолжаю общаться с ребятами, которые остались на борту этого судна, и там ничего не меняется в лучшую сторону, – говорит Артем. – Постоянно происходят «блэкауты», потому что ничего толком не отремонтировали. Оказывается, балкер 2 года вообще не эксплуатировался. По-хорошему, его должны были основательно поставить в драй док и серьезно ремонтировать. Но компания решила сэкономить.
Копилка с информацией
Артем уверен: самыми уязвимыми группами работников являются именно неопытные молодые специалисты. «Подобных ситуаций можно избежать, если очень внимательно подходить к вопросу трудоустройства, читать все пункты своего контракта, особенно те, что касаются репатриации, – советует он. – Нужно создавать так называемую «базу данных»: собирать всю имеющуюся информацию о судне, были ли проблемы в прошлом, где оно работало в последние годы. Еще лучше – обращаться только в проверенные крюинги, от которых уже уходили люди и могли бы дать о компании положительные отзывы. Ну и не лишней в таких ситуациях будет профсоюзная карточка, чтобы при худшем сценарии моряк не был один на один в конфликте с работодателем».
В свою очередь новороссийский инспектор убеждена: терпеть и верить обещаниям, которые не выполняются, нельзя. «Наши моряки стали грамотнее, большинство из них обращаются за помощью до списания с судна, а не после, как это было еще несколько лет назад, – делится Ольга Ананьина. – Мы всегда говорим: пока моряк находится на борту, рычагов давления на судовладельца гораздо больше. Теперь осталось добиться, чтобы моряки запомнили: получать зарплату они должны месяц в месяц, а не копить задолженность за весь контракт. Тогда вернуть деньги будет значительно быстрее».
Профсоюзная морская газета ЮТО РПСМ