Море выбирает тех, кто ему под стать

Георгий Бухтияров, легендарный капитан «Новошипа», посвятил работе в компании всю свою жизнь. В мае 1966 года он пришел практикантом на танкер «Олеко Дундич» Черномор­ского пароходства.

С тех пор многое изменилось. Молодое Но­вороссийское морс­кое пароходство, получив са­мостоятельность, постепенно превратилось в судовладель­ца с международным именем, научилось жить по за­конам мирового рынка и, на­конец, стало частью группы «Совкомфлот». А сам Георгий Дмитриевич успел стать быва­лым моряком и просто мудрым человеком. Став капитаном в 1993 году, около десяти лет под­ряд он командовал экипа­жем 40-тысячника «Та­мань», а в последние годы работал на «Афрамаксе» «НС Кэптан».

В новороссийском па­роходстве его знают и ува­жают все, многие из моряков прошли его шко­лу. В День основания компании к мно­гочисленным регалиям ка­питана Бухтиярова добавилась высшая корпоратив­ная награда - Золотой знак ОАО «Новошип».

 

- Каков главный плюс морской профессии? – спросили мы у человека-легенды.

- Ощущение избранно­сти и значимости того, что ты делаешь. Море - не для всех. Его нужно любить, и эта любовь должна быть взаимной. Море выбирает тех, кто ему под стать.

         - А главный минус?

- Оно лишает нас воз­можности общаться с близкими людьми. У каждого из нас своя мотивация: деньги, успех в карьере, авантюризм и тяга к смене обстановки. Но мне кажет­ся, деньги не для всех и не всегда стоят на первом месте.

- Что главное для успешной морской карьеры?

- Уметь взаимодейство­вать с людьми, доверять, быть частью команды, уметь воздействовать на людей, не обижая и не уни­жая их. При этом я уверен в том, что хорошим капи­таном или старшим механиком вполне может стать человек, не получивший академического морского образования, но наработав­ший большой опыт.

- Внедрение инноваций - за­дача для моряков знакомая?

- В нашем деле только успевай вникать, вводить и внедрять! Так было всегда. На моих глазах на флоте произошла настоящая техническая революция. Тотальная компьютеризация поменяла сам подход к нашему ремеслу. Это раньше приходилось с секстаном по судну бегать и ловить звездочки. Теперь это в прошлом.

- Самое, на ваш взгляд, значимое нововведение - это...

- Электронные карты. Исключительная помощь при маневрировании и работе в сложных условиях.

- С каким человеком пошли бы в рейс?

- Всегда любил шустрых. Тех, кто быстро соображает и быстро действует.

- До сих пор делаете откры­тия?

- Всякое бывает. Вот был у меня четвертый механик, казалось - меланхолик. Но стоило его отругать один раз как следует, и ему будто мотор приделали! Я и не думал, что характер может так маскироваться.

  - Во что вы верите?

 - В дружбу. Море и на­стоящая дружба всегда остаются неиз­менными...

            -Как, достигнув цели, не по­терять интерес к жизни?

- Если вы о профессио­нальных целях, то абсо­лютного профессионализма на моей памяти еще никто не достиг. Поэтому всегда остается путь самосовер­шенствования.

- Судьба человека в его руках?

- Да, конечно. Любой человек может в принципе достигнуть чего угодно. Главное - поставить цель, но нельзя себя ограничи­вать этой целью. Вот я, на­пример, жалею, что когда-то ограничил себя желани­ем дорасти до капитана. Теперь понимаю, что если бы я поставил более высо­кую планку, имел бы все шансы ее взять.

         - Что сегодня волнует капи­тана с 45-летним морским ста­жем?

- Волнует, что по срав­нению с советским периодом, сейчас в России в десять раз меньше торговых судов. Я говорю о судах под любыми флагами, при­надлежащих российским компаниям. За последние годы только в Китае открыли 15 мореходных училищ. У нас же работают сейчас те, кто ухитрился выжить в 90-е. Я думаю, это наш вечный девиз: «Не благода­ря, но вопреки».

- Что посоветуете начинающим капитанам?

- Обратить внимание на организацию свободного времени в рейсе. Если капитан сам крутится, то будет и библиотека, и фильмотека, и какая-никакая культурно-массовая работа. Самое страшное, когда человек в море предоставлен самому себе. Мысли в оди­ночестве могут просто «съесть», поэтому если тебе поручено руководить кол­лективом, занимайся им, создавай правильную атмосферу. У меня на судне везде фотообои и цветущие комнатные растения, а про­пуском на борт служат книжка и пара дисков с фильмами. Моряку немного надо для счастья.

Серафима Шукшина