Безаварийная работа судна – заслуга всей команды

Один, конечно, в море не воин, но от капитана на судне, действительно, зависит очень многое – достаточно, чтобы давать ему персональные награды. Недавно капитан ОАО «Новошип» Федор Алексеев получил корпоративную премию «За безаварийную работу в течение 15 лет». При этом говорить только о себе он с самого начала был категорически не согласен. «Я ведь не один на судне работаю», – вот железный аргумент моряка.

- Отсутствие серьезных инцидентовговорит о профессионализме команды, - считает Федор Федорович Алексеев. – Бывало, попадаешь в неблагоприятные условия, и люди, чтобы ничего не произошло, буквально живут на рабочем месте. Вот вам и секрет безаварийной работы!

У Федора Алексеева всего четыре «капитанских» судна: из 16 лет в должности 11 он отработал на «Тимашевске», одной из знаменитых «тэшек» Новороссийского пароходства. Сегодня он также работает на продуктовозе, только новом, – «НС Сильвер».

- На каждом пароходе в экипаже есть замечательные люди. Например, на «НС Сильвере» у меня отличный боцман Игорь Тарасьян, отличные шеф-повар Роман Захарькив и второй повар Светлана Губанова… Если бы такие простые и трудолюбивые люди были везде, проблем бы вообще не было.

Мексиканский залив и тихоокеанское побережье Южной Америки – Эквадор, Гватемала, Гондурас, Чили – регион не самый простой. Работа на коротком плече: не успел сняться, уже Панамский канал, прошел канал – снова погрузка - выгрузка,  бесконечные лихтеровки, порты, не защищенные от океанской зыби… Такова доля моряка. Регионы работы он не выбирает.

- Зато мы вправе выбирать «путеводную звезду» на трубе, - говорит Федор Федорович. - Но мне, например, менять работодателя никогда не приходилось. Когда в других компаниях можно было зарабатывать больше, были мысли уйти. Тогда не ушел, а теперь и незачем: у нас зарплаты достойные. Понимаете, любой человек ценит стабильность. К тому же, здесь я знаю многих по совместной работе, по информации от коллег. А сработавшийся экипаж, как известно, эффективнее вновь созданного…

Ростовская мореходка дала путевку в профессию, море укрепило характер и наградило практическими знаниями, а диплом НВИМУ позволил не останавливаться на достигнутом. За 36 лет в профессии Федор Алексеев и сам стал наставником для многих моряков, уже достигших высших ступеней карьеры. Такие хорошо зарекомендовавшие себя капитаны пароходства как Виктор Гаман и Геннадий Задорожний когда-то набирались опыта под его руководством.

- У меня было много толковых старпомов, и сейчас оба молодцы: Сергей Воронов и Василий Чечин. Вообще, это очень важная и ответственная должность. Если старпом толковый, капитану живется намного спокойнее. Я 16 лет был грузовым помощником, и, честно говоря, очень рад, что это было до того, как отраслевые требования в плане количества бумаг, требуемых всевозможными процедурами,  настолько ужесточились. Зачастую я сам начинаю отшвартовку, поскольку старпом занят бумагами. Перед приходом в порт то же самое. В последние пять лет документооборот нарастает особенно быстро. В этом смысле наличие четвертого помощника – большое подспорье.

Напоследок мы попросили нашего собеседника с высоты его опыта дать несколько советов тем, кому еще предстоит идти вверх по карьерному трапу.

- Главное для капитана – не бояться принимать решения, хоть за них и отвечать приходится, – говорит наш собеседник. – Взять на себя ответственность должен уметь каждый моряк. Не уважаю тех, кто прячется за чужой спиной, перекладывает ответственность на вышестоящего, на процедуры и обстоятельства… Не уважаю и тех, кто вместо того, чтобы искать причину проблемы, ищет виноватых. Это не по-нашему, не этому учат нас российские морские традиции. Обеспечивать безаварийную работу непросто, но отсутствие происшествий как раз и является лучшим доказательством твоей личной компетентности и профессионализма твоей команды.

Серафима Шукшина