Зарплату платил обещаниями, пока не вмешался профсоюз

С начала этого года инспектор Международной федерации транспортников  в Новороссийске Ольга Ананьина вернула морякам 239716 долларов заработной платы, незаконно удержанной судовладельцами. Из них почти пятьдесят тысяч долларов получил экипаж злополучного сухогруза «Favea». 

 

В начале апреля «Favea» пришла в Новороссийск в аварийном состоянии и с пустой артелкой. Экипаж из одиннадцати человек не видел денег почти полгода. Но при этом моряки почему-то продолжали свято верить в справедливость «барина» из Ильичёвска, и месяц простояли у новороссийского причала в ожидании зарплаты, продуктов, бункера и ремонта. Только когда топлива осталось на донышке, а «барин» по-прежнему был «вне зоны доступа», они все-таки взбунтовались и обратились к инспектору МФТ в Новороссийске. Прибыв на судно, Ольга ужаснулась: моряки в лохмотьях, на камбузе пустые холодильники. Самое поразительное, что за работу в таких условиях матросам должны были заплатить всего-то по 300 долларов в месяц. Но и их моряки не получали уже пять месяцев. Не в силах больше терпеть нужду, они стали требовать от инспектора добиться репатриации и денег.

Между тем, оказалось, что этот суперэкономный оператор судна хорошо известен в нашем регионе. Эта украинская компания «Barrus Ltd» управляет еще двумя сухогрузами под молдавским флагом: «Fauna» и «Forest». И каждое уже неоднократно задерживалось чуть не во всех крупных портах Черного и Средиземного морей. В ходе переговоров с Виктором Слонкиным, директором «Barrus», Ольге пришлось воевать практически за каждый доллар моряков.

- Через десять дней мне удалось добиться, чтобы большую часть экипажа все-таки репатриировали и выплатили задолженность на общую сумму в 49 с половиной тысяч долларов, - рассказывает она. - К сожалению, не удалось вернуть все денежные убытки экипажа, понесенные в ходе такого «выгодного» контракта. Ведь морякам пришлось не только спецодежду покупать за свой счет, но и воду, и продовольствие.

Но и это не самое удивительное. С такой вот «кредитной историей» «Barrus Ltd» смог вновь набрать экипаж. Только прибыв на борт теплохода, новички  стали разбираться что к чему. И ужаснулись:

- Мне совершенно не улыбается колесить по Черному морю на корыте, которое еще в прошлом рейсе было на грани затопления, - сообщил Ольге по телефону новый капитан «Favea». - Хозяин уверил меня, что этот рейс должен стать последним для сухогруза. Сейчас он готовится к переходу в Турцию к месту своего «распила».

Новый капитан пообещал держать российского инспектора в курсе дел экипажа. Ольга же, в свою очередь, уже сообщила турецким коллегам в МФТ о проблемном судне, которое вот-вот осчастливит их своим визитом.

Несмотря на то, что фрахтовый рынок давно миновал пик кризиса и  устойчиво идет вверх, многие непорядочные судовладельцы продолжают прикрываться им, как щитом, и не платят своим экипажам  законную зарплату. К таким принадлежит и Ахмед Альмансури, владелец теплохода «Ольга-1» (компания «Blue Sea Ship Management», Одесса).  Этот человек умудрился не выплатить зарплату сразу двум сменным российским экипажам своего судна.

- С ним мне пришлось «бодаться» в течение нескольких месяцев, - рассказывает инспектор МФТ в Новороссийске. – Самая большая трудность заключалась в том, что оба экипажа уже списались, а в этом случае выбить деньги практически невозможно.

И все-таки Ольга Ананьина оказалась в числе тех немногих, кому удалось сделать невозможное для списавшихся моряков. Во время переговоров Альмансури  то юлил, то «давил на жалость»:

- Да они же все алкаши, в Керчи по этому делу якорь мне потеряли. От них одни убытки, - так оправдывал судовладелец присвоение чужого труда.

- Порядочный и дальновидный оператор не будет нанимать людей на нищенскую ставку, - парировала Ольга. - Вашему судну почти сорок лет и только благодаря титаническим усилиям моряков оно ещё остаётся на плаву.

В конце концов Альмансури вынужден был сдаться. Обоим экипажам «Ольги-1» была возвращена сумма в размере 25317 долларов.

Увы, жизнь показывает: кризис из судоходства уходит, но проблемы обманутых моряков остаются. И если последних понять можно - идти в моря и работать за гроши  их толкает нужда, то судовладельцы искренне удивляют: неужто и впрямь они рассчитывают на трудовые подвиги людей, которым платят исключительно обещаниями?