Котел победил вручную

Сергей Пастернак, четвертый механик танкера «Московский кремль», получил образование благодаря совместному образовательному проекту компании «Новошип» и Новороссийской морской академии имени адмирала Федора Ушакова.  Недавно он отработал свой первый контракт уже не в качестве кадета, а младшего офицера. И хотя за весь рейс у него не было даже возможности выйти на берег, морская жизнь по-прежнему привлекает его.

 

Предложение, от которого нельзя отказаться

- У меня с детства руки чесались при виде всевозможных механизмов. Любил разбирать, собирать, вникать в их принцип работы. Отец-водитель, видя, как я алчным взглядом присматриваюсь к его грузовику, к машине не подпустил. Зато приобрел мне мопед, чтобы я на нем мог тренировать тягу к копанию  в моторе и поршнях.

Когда в 2007 году закончил школу в родной станице Старотитаровской, дорога мне была одна – Темрюкский юридический техникум. Но душа к нему почему-то не лежала. А тут прошла информация, что в Темрюк приехал директор Департамента управления персоналом компании «Новошип» Олег Алексеевич Степанов. Общается с выпускниками школ и на очень заманчивых условиях предлагает поучаствовать в программе среднего профессионального образования (СПО). Не долго думая, я отправился с ним на встречу в районный центр.

Не могу сказать, что во время беседы Олег Алексеевич рассказывал о работе моряка исключительно в радужных тонах. Впоследствии у меня была возможность убедиться, что его рассказ о трудностях профессии был очень точен и правдив. Но при  собеседовании в его словах прозвучало  что-то такое, что для себя раз и навсегда решил - эта работа для меня. Да и представьте себе: я, простой деревенский парень, суда видел  только с берега да по телевизору. Впереди у меня – на одной чаше весов Темрюкский юридический техникум, а на другой - заморские страны, возня с моими любимыми механизмами, и, самое главное, очень достойная зарплата, гарантированное рабочее место. Естественно, я выбрал второй вариант.

 

Трудности перевода

Рота СПО - это ускоренная программа обучения. Времени катастрофически ни на что не хватало. Сергей впервые смог выбраться на прогулку в город только через полгода учебы. Львиная доля обучения отдавалась самоподготовке, что естественно, не могло не дисциплинировать. Один из его приятелей по Старотитаровской, с которым они вместе поступали, не выдержал и через год забрал документы. Сергей же, несмотря на то, что ему обучение тоже медом не показалось, ни разу не пожалел о юридическом техникуме в Темрюке.

- Все показала первая практика, - вспоминает Сергей. – Вот оно, ради чего так старался. Когда первый раз попал в машинное отделение на танкере «Москва-река» – аж глаза разбежались. Я, наверное, там потерялся бы, но очень помогла машинная команда, особенно  старшие механики: Эдуард Ревенко  и Сергей Цыбух. Благодаря их чуткому руководству все, что знал только на теории, обрело четкие очертания. А в выдававшиеся  свободные часы я тоже не простаивал. Вместе с соседом, практикантом-судоводителем Василием Панченко, штудировал «мануалы» на английском. Он - свои по навигации, я - по автоматике. Английский язык хоть и давался тяжело, но мы его одолели.

 

Общий язык с инспектором

- Практика, кстати, показала, что и разговорный английский требует дополнительных занятий.  Вроде все понимаю, а ответить – то запас лексики слабоват, то грамматика подхрамывает. Поэтому одна из важнейших задач до выхода в первый рабочий рейс - подтянуть английский. Как оказалось, это было очень своевременное решение. Стоило мне после окончания учебы вступить в должность на танкере «Московский кремль», как  в Сингапуре пришел инспектор из компании «Ahland» делать анализ котельной воды. А это как раз мое заведование. Вот тут мои дополнительные тренинги по английскому и пригодились. Я сам удивился, как быстро мы с ним нашли общий язык.

А в Австралии мне пришлось смириться с тем фактом, что диплом об образовании – это еще не все. Куда важнее опыт! Во время выгрузки сигнализация на котлах практически не отключалась. Сколько ни бился над этим – проблему так и не обнаружил. Чтобы не сорвать процесс выгрузки, старший механик Владислав Критинин перевел наблюдение за ними в ручной режим. Пришлось мне во время стоянки неотлучно находиться у котлов и следить за ними. Как потом оказалось, причина была пустячная, всего-то требовалось сменить фотоэлемент.  Но для меня это стало уроком: век живи – век учись.