Капитану простаивать нельзя

Престижную корпоративную награду – нагрудный знак  «За безаварийную работу на морском транспорте» - капитан ОАО «Новошип» Максим Пардаев получал в Москве, в ОАО «Совкомфлот». Какой труд стоит за этим признанием заслуг? Как зарабатывается этот престиж? Чтобы выяснить это, мы встретились с ним.

 

Всвое время Максим Акрамович был чуть ли не самым молодым капитаном пароходства – должность получил всего-то в 36 лет. Период для торгового судоходства был тогда почти революционный. В 2004 году как раз вводился новый международный кодекс ISPS, что сопровождалось огромным количеством проверок и тренингов. В тот год весь флот был в тонусе.

- Вы знаете, с тех пор режим работы не изменился, - рассказывает капитан Максим Пардаев. - Почти каждый год появляются новшества на уровне международных морских конвенций. Так что тонус утрачивать не резон. Современному капитану сейчас вообще нельзя простаивать: больше двух лет вне моря - и считай, надо заново переучиваться. Когда я начинал работу на флоте, для того, чтобы встать на якорь, надо было просто отдать устный приказ. Сейчас этот процесс полностью документируется, причем количество факторов для оценки рисков значительно возросло. Это трудно, но, в конечном итоге, аварийность снижается в разы.

Уже через несколько капитанских лет  команда под его руководством заслужила в компании репутацию одной из самых умелых и слаженных.

- Мне польстило, когда один из наших заслуженных капитанов, руководствуясь исключительно репутацией экипажа «NSConcord», попросил взять своего сына на преддипломную практику, - вспоминает Максим Акрамович. – Получается как в поговорке: сначала ты работаешь на репутацию, и только потом репутация работает на тебя.

Создание командного фактора Максим Акрамович считает одной из важнейших обязанностей капитана. Подобрать коллектив и управлять им – задача не менее хитрая, чем провести судно через штормящий океан.

- Основному принципу работы с людьми меня научил капитан Валерий Иванович Серашов, у которого я начинал младшим офицером на судне «Маршал Захаров», - рассказывает Максим Пардаев. - У него была давняя идея – собрать идеальный экипаж. А когда, наконец, это получилось, экипаж… не сработался. «Идеальный экипаж - это миф, - рассказывал он мне потом. -  Задача же хорошего капитана - в каждом человеке найти качества, которые могут быть полезны всем».

Уже сам став капитаном, Максим Акрамович добавил к этому принципу еще один – надо просто по-человечески переживать за каждого.

- Однажды у меня был случай, - вспоминает он. – Заметил, что один из моряков с каждым днем становится все бледнее, цвет лица какой-то зеленый, утомляется быстро, за сердце хватается. Спрашиваем его: «Болит?». Он так тихо-тихо, мол, все хорошо. И не понятно, он нас или себя успокаивает. Помню, я тогда очень испугался: а вдруг резкое ухудшение? Что тогда посреди океана делать? Слава Богу, дотянули до Хьюстона. Первым на борт пригласили врача, он матроса осмотрел и тут же увез в больницу. А вскоре агент сообщил, что ему сделали серьезнейшую операцию на сердце. Успешно. Только тогда мы успокоились.

Капитанский стиль Пардаева - никакого диктата. Зато он сам использует и в других приветствует другое – ироничность. Недаром в любимых писателях у него классики жанра – Салтыков-Щедрин, Шолом-Алейхем и маринист Виктор Конецкий.

- Моряки знают:  во время долгих переходов испытываешь нехватку информации, вот я и увлекся хорошей литературой. Перечитал полные собрания сочинений этих авторов. И кое-что для себя почерпнул, - вспоминает капитан.

Все ведущие судоходные компании мира привлекают лучших действующих капитанов к береговой работе. «Новошип» не исключение. Это логичный шаг в развитии управленческой команды, соответствующей международным стандартам. Вот и Максим Акрамович сейчас работает суперинтендантом в департаменте безопасности мореплавания.

- Конечно, мне привычней родной пароход, где знакома каждая гайка,- говорит он. -  Но на сегодняшний день без берегового опыта работы настоящая морская карьера невозможна. Это повышает не только качество менджмента, но и уровень самого капитана. Я считаю это еще одним этапом обучения. Настоящим открытием для меня стал, например, взгляд на аудит и инспекции изнутри. На судне проверяющий ушел – и все вздохнули свободно. А на берегу настоящая работа только тогда и начинается.

капитан ОАО «Новошип» Максим Пардаев