Стармех без иллюзий

Юрий Гречухин, старший механик танкера «Эльбрус» ОАО «Новошип», в этом году награжден престижной корпоративной наградой - знаком за «Безаварийную работу на морском транспорте». А ведь было время, когда работа судового администратора в его глазах проигрывала живому контакту с «железом».

- Чтобы проверить свои силы, попросился даже в качестве второго механика на приемку «Эльбруса» в 2004 году: на новом пароходе все «железо» новое, зато организационных дел - масса, все надо начинать с нуля, - рассказывает Юрий Вячеславович.

Он, может, и дальше набивал бы руку, да капитаны Николай Демченко и  стармех Александр Гавриш, со словами «засиделся ты в номерных механиках», отправили-таки его «сдаваться» на старшего. Так что на «Эльбрус», который стал для него родным, Юрий Гречухин вернулся уже в новой должности. С тех пор он работает в тандеме с известным и уважаемым капитаном Николаем Головченко.

Изменение статуса, что в море, что на берегу – это всегда испытание. Тут главное остаться порядочным человеком. Уважать своих подчиненных и не сводить общение до пошлого «я начальник, ты дурак». Этот тезис для Юрия Вячеславовича – аксиома. Он всегда относился к своей машинной команде как к семье и знает: случись что, ребята не подведут. Совсем недавно, когда у берегов Европы полетел топливный насос высокого давления, механики и мотористы не вылезали из «машины» почти тридцать часов, пока не обнаружили и не устранили поломку. Они даже еду попросили приносить вниз, в ЦПУ, чтобы не тратить драгоценных минут.

Конечно, таких исполнительных и ответственных работников не в капусте находят. За такими в кадрах приходится охотиться, а чаще - воспитывать самому. Молодых, которые в первый раз попали на судно, Юрий Вячеславович сразу отличает по легкой панике во взгляде. Малейшая неисправность зачастую вводит их в легкий ступор. Поэтому первое, чему он старается научить начинающих судовых инженеров - не бояться принимать решения. И болеть душой за свое заведование.

- Конечно, бывают новички, которым все наставления влетают в одно ухо, чтобы тут же вылететь из другого, - говорит он. -  Морская жизнь для таких чаще всего оказывается не по плечу. Но в основном все-таки попадаются толковые кадеты: делают, что скажут, все замечания запишут и исправят. Глядишь, после практики и пары контрактов такой парнишка уже уверенно идет на повышение.

В своей машинной команде Юрий Гречухин уверен как в самом себе и просит назвать всех поименно: это  вторые механики Игорь Бейнинсон и Дмитрий Осипов, третий механик Сергей Кислов. С сожалением пришлось расстаться с отличным четвертым механиком, Константином Деревянко, - но парень пошел на повышение, святое дело.

В прошлом году в Амстердаме их коллективная надежность прошла испытание ежегодной инспекцией нефтяной компании «Shell».

- Ее сотрудники славятся своей дотошностью, на стандарты компании ориентируются многие нефтяные гиганты. Мы же тогда прошли инспекцию без единого замечания. Пытливый голландец полтора часа мучил меня по своему опроснику, - рассказывает Юрий. - Я уже начал переживать, что что-то не так, ведь обычно инспекция машинного отделения длится около получаса. Но тут проверяющий отложил в сторону свои записи и сказал: «Машина, как и весь пароход, в изумительном состоянии, как будто только со стапелей».

Почти двадцать лет назад Юрий Гречухин выбрал для себя море. У него уже давно нет иллюзий: да, «машина» - это риск профессиональных заболеваний, да, есть и пиратство, и экстрим.

Но при этом в своей работе он видит и массу плюсов. Особенно если посмотреть на, казалось бы, общеизвестные вещи, с рациональностью инженера:

- Вот все говорят, что мы, моряки, подолгу оторваны от дома, месяцами не видим свою семью. А я знаю многих «сухопутных» предпринимателей, которые неделями в разъездах и семью видят еще реже. Да и качество общения всегда гораздо важнее количества провиденного вместе времени. У нас, у моряков, ведь и отпуск долгий. Мы с женой и детьми всю Россию объездили. Успели отдохнуть и у нас в Сухой щели, в пансионате «Моряк», и в Питере побывали, а совсем недавно съездили еще и в Болгарию. И время на учебу, и дела по дому у меня еще остается.