Молодежь уходит под флаг

На прошлой неделе во всех странах Балтийского региона проходила Неделя профсоюзных действий против удобных флагов. Интернациональная команда инспекторов Международной федерации транспортников проводила массовые проверки условий труда и быта моряков, работающих на судах под удобным флагом. Техническая инспекция труда Южной территориальной организации РПСМ  решила не отставать от своих северных коллег и провела ряд проверок в Новороссийском морском торговом порту (НМТП).

Балкер «Arselstar» под панамским стягом, который мы обнаружили у причала Восточного района НМТП, выглядел гораздо старше своих двенадцати лет. Зато непривлекательный внешний вид компенсировался приветливостью интернационального экипажа. Израильтяне, турки, азербайджанцы похвастались, что контракты у них очень хорошие, зарплаты близкие к ставкам ITFи выплачиваются в срок, рабочей одеждой судовладелец снабжает вовремя. К питанию на борту у экипажа претензий тоже не оказалось. От имени своих коллег  говорил Тахир Гейдаров, второй механик «Arselstar» и матерый морской волк.

- Я не первый год в море. Работа что в «машине», что на палубе – не сахар. Естественно, и цениться она должна по достоинству, - рассказывает он. – Думаю, что именно Международная федерация транспортников и национальные  профсоюзы моряков делают все, чтобы судовладельцы не на славах, а на деле ценили труд плавсостава.

То, что работа моряка может быть не просто тяжелой, но и практически невыносимой, мы почувствовали сразу, как только прибыли на Западный район НМТП. Амбре над гаванью  стояло такое, что хоть топор вешай. В ответ на наши вопросы работники перегрузочного комплекса только морщились и молча указывали в сторону 17 причала. Сначала мы не поверили своим глазам – у грузовой пристани был ошвартован… пассажирский лайнер. И только подойдя ближе, поняли, что это переделанный из лайнера скотовоз. Сингапурский «Oceandrover» уже не в первый раз привозит в Новороссийск заморских буренок в рамках национального проекта по развитию сельского хозяйства. В этот раз он доставил элитных коров молочных пород из Техаса. Где-то  в агрофирмах на просторах нашей Родины им, безусловно, будут рады. Ну, а Новороссийску досталось только понюхать. Когда мы поднялись на борт, обалдевших после восемнадцетидневного перехода через океан «пассажирок» по одной стали провожать с трапа в специально отведенный загон.

- Ребята, вас от запаха-то не укачивает? – поинтересовались мы у матросов, толпившихся рядом с вахтенным и с интересом наблюдавших за пируэтами коров на трапе. Судя по всему, за последние дни этот вопрос им задавали настолько часто, что филиппинские и индийские моряки ответ на него выучили даже по-русски: «нормално» и «тьерпимо».

Моряки оказались рады нашему посещению. Лучше всех, хотя и на ломанном английском, изъяснялся вахтенный Свапни Таяду, индиец, третий помощник капитана. От него и его филиппинских товарищей мы узнали, что условиями труда команда довольна, а зарплата им выплачивается без задержек. В нашем городе им понравилось, во время увольнений они побывали везде, где только можно, а теперь хотят посетить Международный морской центр на Набережной, о котором слышали много хорошего.

Наши дальнейшие проверки показали, что моряки в последнее время пошли грамотные. Оценку «хорошо»  по результатам наших инспекций заслужили сирийский навалочник «Hassand» и танкер «Semeru»с портом приписки  Маджуро. С представителями профсоюза экипажи общаются свободно, своими пожеланиями и проблемами делятся в открытую. Такие люди нарушения своих трудовых прав долго терпеть не будут.

Российский флаг в эти дни был обнаружен нами только на портофлотовском бункеровщике «Хильда». Зашли пообщаться. Нас встретила группа молодых матросов. На жизнь ребята особо не жаловались, но рассказали, что получают в среднем по 15-16 тысяч рублей в месяц, режим работы такой: две недели работают, две отдыхают.

- Конечно, хотелось бы зарплату побольше. – рассказали они, как бы смущаясь от своих «нескромных» запросов. Хотя, видит Бог, вряд ли их можно назвать нескромными.

На самом деле молодые специалисты, работающие под российским флагом, и матросы с «Хильды» не исключение, все как один мечтают уйти в моря под «удобным».

- И не удивительно: работа на заморского «барина» оценивается в разы больше, чем на отечественного работодателя, – объясняет Игорь Холявка, технический инспектор труда Южной территориальной организации РПСМ. - Вот и штудируют молодые моряки  английский язык, копят деньги на необходимые курсы, собирают все «корочки», требуемые международными конвенциями - только бы работать под «удобным» флагом.

С одной важной оговоркой: по стандартам Международной федерации транспортников (ITF).

 

Наша справка

Чем же плох «удобный» флаг

Кампании МФТ против удобных флагов проводятся с 1948 года. В первую очередь они направлены на то, чтобы моряки, работающие на судах под удобными флагами, независимо от их гражданства или подданства, были защищены от эксплуатации со стороны судовладельцев. Ведь зачастую они работают на отживших свой век ржавых корытах в буквальном смысле за тарелку супа. Судовладелец может бросить судно вместе с экипажем «на самом краю географии». А уж о пенсионном обеспечении и медицинской страховке для моряков удобного флага и говорить не приходится.

В течение последних 60 лет морские членские профсоюзы МФТ внедряли минимально допустимые стандарты условий труда и заработной платы для моряков, работающих на судах под удобными флагами. Эти стандарты сформировали основу коллективных договоров МФТ. Около трети всех судов, работающих под удобными флагами, теперь охвачены договорами, обеспечивающими прямую защиту более чем 150 тысяч моряков. Соблюдение договоров постоянно контролирует сеть, состоящая из более чем ста инспекторов МФТ в портах по всему миру.

Каждый год МФТ и ее членские организации от имени моряков востребуют миллионы долларов невыплаченной заработной платы и компенсаций за смерть или инвалидность, которые, если бы не вмешательство профсоюза, никогда не удалось бы получить. Очень часто в неделях действий против удобного флага принимают участие и профсоюзы докеров. Это проявление солидарности МФТ считает жизненно важным для успеха кампании.

 

А в это время

Action week в действии

14 октября в порту Санкт-Петербург завершилась традиционная Неделя профсоюзных действий против удобных флагов. У причала Северной столицы не осталось ни одного судна, куда бы не ступала нога инспектора.

В среднем в рамках акции ежедневно проверялось до десяти судов. За это время два судовладельца пролонгировали действие  своих коллективных договоров, еще с одной компанией впервые было заключено соглашение, гарантирующее достойные условия труда и быта для каждого члена экипажа.

Не обошлось и без возврата долгов по зарплате. Российские моряки с теплоходов «MSC Pilar»и «Volkhov» в общей сложности получили  4800 долларов.  А моряки с теплоходов «Vossborg» и «Green Forest» благодаря совместной работе РПСМ и инспектората МФТ получили обещанную им зарплату на общую сумму в 82 тысячи долларов!

Балтийская неделя действий против удобных флагов завершена, но это совсем не означает, что подобного рода работу представители РПСМ и инспекторы МФТ проводят раз в году. Проверки теплоходов, ошвартовавшихся в порту, – каждодневный труд работников профсоюза.

Техническая инспекция труда Южной территориальной организации РПСМ