На один доллар больше

У первого причала стоял танкер «RioGenoa» под либерийским флагом. У трапа нас встретил Родригес Торрес, второй помощник капитана. Как и все старшие офицеры на судне, он венесуэлец. Рядовой состав - привычные для всего мирового флота  филиппинцы.

- У нас сейчас самый ответственный момент: портнадзор объявил штормовое предупреждение, поэтому мы хотим успеть закончить погрузку.  Впереди нас ждет Италия, - рассказал Родригес, провожая нас к капитану.

«RioGenoa» - судно японской постройки. Уже пять лет море испытывает его на прочность, но на его состоянии это никак не сказалось: танкер до сих пор «с иголочки». И это в первую очередь заслуга трудолюбивого интернационального экипажа, которым руководит украинский капитан Вячеслав Шевчук. Инспекторов Игоря Холявку (ЮТО РПСМ) и Ольгу Ананьину (ITF) капитан встретил радушно. Еще бы! Выяснилось, что с Новороссийском его связывает много теплых воспоминаний. До середины девяностых Шевчук работал в нашем пароходстве, именно здесь он научился премудростям профессии и стал капитаном.

Пока инспектор ITFпогружалась в финансовые дебри зарплатных ведомостей, Вячеслав Шевчук рассказывал о том, как ему работается у иностранного судовладельца. В конце девяностых молодого капитана заприметил и переманил «BernhardSchulteshipmanagement» («BSS»). И не пожалел. Позже немцы оценили его умение проводить докование. Это, как известно, сложный и трудоемкий процесс, требующий от капитана предельной сосредоточенности в течение нескольких недель. За время работы Вячеслава Шевчука в «BSS» выросло новое поколение моряков. Многие  нынешние работники гамбургского офиса компании прошли профессиональное становление под его началом. Да и сам он попробовал себя флит-менеджером на берегу, но море ему оказалось больше по душе.

- Правда, возвращаясь на флот, я в шутку поставил компании что-то вроде «ультиматума»: хотите видеть меня на мостике и дальше, платите на доллар больше, чем любому вашему английскому или немецкому капитану,- с улыбкой вспоминает Шевчук.

Компания пошла на его отнюдь не кабальные условия. И не прогадала. Проверка судовой бухгалтерии инспектором МФТ Ольгой Ананьиной показала, что тут, как и на всем судне, порядок. На первый взгляд, даже слишком образцовый: все цифры в документах такие правильные - как на параде. Уж не подтасованы ли?

- Ничего удивительного, - пояснил Вячеслав Шевчук. - Это ноу-хау европейских компаний. Учет часов рабочего времени в нашей компании ведется с помощью специальной компьютерной программы «Watchkeeping3». Весь овер-тайм автоматически посчитан с точностью до копеечки.

Убедившись, что на этом судне условия труда и заработной платы соответствуют нормам ITF, инспектора отправились к причалу номер семь. Там стоял под погрузкой танкер «Томск» ОАО «Новошип».

Убедившись, что на этом судне условия труда и заработной платы соответствуют нормам ITF, инспектора отправились к причалу номер семь. Там стоял под погрузкой танкер «Томск» ОАО «Новошип».

- Посещение новошиповского судна для меня, можно сказать, праздник, - рассказывает инспектор Ольга Ананьина. – Здесь действует договор формата IBF(разновидность коллективного договора ITF), который отвечает самым высоким стандартам. Далеко не все судовладельцы готовы им соответствовать.

Технический инспектор труда ЮТО РПСМ Игорь Холявка знает об этом не понаслышке – все-таки это не первая его проверка судов компании «Новошип».  Знакомство с рабочими и бытовыми помещениями судна показало, что условия труда и быта моряков, а также техническое состояние судна – на уровне. Порядок во всем практически образцовый.

- Ха! - воскликнул старпом Александр Яговкин. – Летом мы инспекцию «Лукойла» прошли без замечаний. А всего месяц назад в Турции – плановую инспекцию государства флага. Вот это, и правда, было испытанием. Тем более что турок попался дотошный. Почти двенадцать часов, до поздней ночи, гонял нас по всему судну.

В этот раз «Томск» ошвартовали тоже ночью, однако сна ни в одном глазу. На пункте управления грузовыми операциями жизнь кипит вовсю, главная задача - выйти на расчетное количество груза. На палубе в это время идет плановый осмотр трубопроводной системы. Его проводит моторист Александр Самула, потомственный моряк. Это его первый рейс, впечатлений масса, но самое главное - сама работа в «Новошипе», надежной и солидной компании, которая молодому моряку предлагает достойную зарплату и отличные условия труда.

- «Томск», как и все суда хорватской постройки, славится своими бытовыми условиями. У нас на судне есть и сауна, и бассейн, - рассказал Александр. – Здесь, в компании, работают профессионалы высокого класса, у которых можно многому научиться. Считаю везением начать свою карьеру в «Новошипе».